Строительные СРО дождались-таки «амнистии» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 27/12/2021

Строительные СРО дождались-таки «амнистии»

Строительные СРО дождались-таки «амнистии»

После того, как принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон о совершенствовании системы строительного саморегулирования будет подписан президентом, саморегулируемые организации, часть средств которых «зависла» когда-то в банках, лишившихся лицензии ЦБ, смогут, наконец, расслабиться: закон «объявляет» долгожданную «амнистию» без вины виноватых СРО и вводит порядок учёта «замороженных» в банкротных банках средств в общем объёме компенсационных фондов. Сей факт, внимательно перечитав документ, отметили правдолюбы.

На заседании 24 декабря Совет Федерации одобрил законопроект о совершенствовании системы саморегулирования в строительстве. Одна из поправок, предложенных к внесению в Федеральный закон от 29.12.2004г. № 191-ФЗ еще не получила должного внимания. Однако, именно она ставит точку в реформенных преобразованиях, начатых в сфере строительного саморегулирования в 2017 году.

Текст поправки, одобренной к внесению в статью 3.3 упомянутого закона, выглядит так:

«2.1. В случае, если денежные средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций были размещены в российских кредитных организациях в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 4 июля 2016 года), у которых до 1 сентября 2017 года была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, такие средства учитываются в размере соответствующих компенсационных фондов саморегулируемых организаций, сформированных с учетом требований к размещению средств таких компенсационных фондов, предусмотренных статьей 55.16-1 Градостроительного кодекса, на основании документа (выписки по банковскому счету), выданного такой кредитной организацией, с приложением уведомления временной администрации по управлению такой кредитной организацией или конкурсного управляющего о включении требований саморегулируемой организации в реестр требований кредиторов в размере остатка таких средств на банковском счете саморегулируемой организации.»

Таким образом, саморегулируемые организации, до сентября 2017 года утратившие часть средств компенсационного фонда в кредитных учреждениях с отозванными лицензиями, получат законную возможность учета этих средств в составе компенсационного фонда СРО, подлежащего размещению на специальных счетах в уполномоченных кредитных учреждениях. По окончании процедуры банкротства, полученные средства (если таковые будут получены) подлежат зачислению на специальный счет СРО, или национального объединения СРО, если сведения о саморегулируемой организации уже исключены из государственного реестра.

Если полученных средств окажется недостаточно для покрытия обязательств действующих членов саморегулируемой организации, то они в соответствии с ч.6 ст.55-16 Градостроительного кодекса в течение трех месяцев должны внести недостающие средства для восполнения средств компфонда исходя из фактического количества членов СРО и уровня их ответственности по обязательствам.

Так называемую «амнистию компенсационных фондов» саморегулируемые организации строительного комплекса пытались запустить с 2017 года. Банковский кризис, вследствие которого значительная сумма средств компенсационных фондов СРО была утрачена в кредитных учреждениях с отозванными лицензиями, вкупе с несовершенством законодательства породил коллизию: до ликвидации кредитного учреждения, признанного банкротом, невозможно определить размер убытка средств компенсационных фондов, соответственно, у СРО нет возможности определить и точный размер дополнительных взносов для их восполнения. Второй нюанс был связан с тем, что нормы Градкодекса предписывали восполнение средств до покрытия ответственности на действующих членов СРО, а 191-ФЗ — размещение средств компенсационного фонда СРО на специальных счетах в его «историческом максимуме».

Данная коллизия спровоцировала целую волну судебных исков и внесудебных исключений из государственного реестра саморегулируемых организаций по результатам проверок объема средств, размещенных организациями на специальных счетах. При этом, единой судебной практики в отношении дел об «историческом максимуме» компенсационных фондов СРО так и не сложилось. Суды по-разному подходили к трактовке законодательных норм, и каждому удавалось аргументировать свое решение.

В результате противоречивой судебной практики Ростехнадзор в 2019 году отказался от внеплановых проверок целостности фондов СРО, признав их дальнейшее проведение неэффективным. К тому времени судами было отменено около 20-ти предписаний органа надзора по восполнению средств компенсационных фондов (см. письмо руководителя Ростехнадзора от 14.03.2019 года № 00-01-07/206). Однако, значительная часть СРО с недостатком средств на специальных счетах все-таки покинула систему саморегулирования – либо в результате процедуры внесудебного исключения, либо приняв решение о добровольном прекращении деятельности в статусе СРО. Но остались и саморегулируемые организации, в которых внеплановые проверки Ростехнадзора так и не были проведены. По правительственному поручению, снятому с контроля в мае 2019 года, Ростехнадзор успел проверить объем средств, размещенных на специальных счетах не более чем в 30% саморегулируемых организаций стройкомплекса.

На момент одобрения разрешающего описанную коллизию законопроекта в Совете Федерации в числе организаций, утративших часть средств компфонда в банках с отозванными лицензиями, осталось 9 действующих СРО в области инженерных изысканий, 36 — в области архитектурно-строительного проектирования и не менее 19-ти — в области капитального строительства. Совокупный размер замороженных в банках-банкротах средств компенсационных фондов этих саморегулируемых организаций составляет около 7-ми миллиардов рублей.

В завершение напомним, что законопроект также наделяет Национальные объединения СРО правом возврата взноса в компенсационный фонд из средств организаций, исключенных из государственного реестра, бывшим членам СРО, для которых членство в саморегулируемых организациях перестало быть обязательным с 1 июля 2017 года. Воспользоваться этим правом предприятия, добровольно покинувшие саморегулирование в 2017 году, смогут в течение одного года после вступления законопроекта в силу.

Источник: «Правда о СРО»

Темы: , ,


Обсудить на форуме