На расширенном совещании в правительстве Ленинградской области, которое прошло 23 августа под председательством заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Хамита Мавлиярова, рассмотрены вопросы совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли, применения экономически эффективной проектной документации повторного использования при осуществлении строительства и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации.
С докладами выступили представители Минстроя России, ФАУ «Главгосэкспертиза России», ФАУ «ФЦЦС», представители органов федеральной государственной исполнительной власти и учреждений, руководитель Самарского центра по ценообразованию в строительстве. От Санкт-Петербурга в совещании приняли участие вице-губернатор Игорь Албин, руководители комитетов по строительству, развитию транспортной инфраструктуры, энергетике и инженерному обеспечению, представители профильных предприятий города.
Согласно внесенным в июле 2016 года изменениям в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 369-ФЗ) определен новый порядок формирования сметных цен на строительные ресурсы. До настоящего времени для определения сметной стоимости объектов использовались данные о ценах на строительные ресурсы уровня 2001 года, к которым применялись индексы пересчета. Теперь сметные цены строительных ресурсов будут определяться по результатам мониторинга цен в территориальном разрезе. Применение новых сметных цен на строительные ресурсы станет обязательным с момента размещения информации о таких сметных ценах в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, но не ранее 1 марта 2017 года.
Федеральным законом № 369-ФЗ также установлено, что сметная стоимость всех объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством РФ. Предполагается, что единый порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, подлежащий установлению Правительством РФ, будет применяться с 1 января 2017 г.
Выступая на совещании, вице-губернатор Игорь Албин отметил, что в настоящее время базисно-индексный, ресурсный метод и метод аналогов в сметных расчетах позволяют сформировать практически любую цену реализации проекта. В качестве примера он привел строительство Восточного полукольца КАД, первоначальная стоимость которого составляла 68 млрд рублей, и была обоснована всеми необходимыми расчетами. Руководству «Росавтодора» удалось её снизить до 44 млрд рублей. И примеров завышенных сметных запросов немало – обратил внимание вице-губернатор.
«Правительство Санкт-Петербурга поддерживает инициативу перехода от базисно-индексного к ресурсному методу определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Ресурсный метод обладает рядом неоспоримых преимуществ. В частности, составление сметной документации на основе актуальных сведений о стоимости строительных ресурсов в территориальном разрезе позволяет уйти от необоснованного усреднения, характеризующего базисно-индексный метод расчетов. Повышение качества капитальных вложений через рост качества инвестиционных программ и сметного ценообразования – колоссальный резерв для нашей экономики», — сказал Игорь Албин.
1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым вводятся понятия «проектная документация повторного использования» (проектная документация, которая получила положительное заключение экспертизы и может быть использована при подготовке проектной документации для строительства аналогичного по назначению и проектной мощности объекта), «экономически эффективная проектная документация повторного использования» и «модифицированная проектная документация» (проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительств).
Правительством Петербурга с 2015 года осуществляется предварительный отбор проектов, претендующих на повторное использование в качестве типовых. Комитет по градостроительству и архитектуре в рамках автоматизированной системы управления градостроительной деятельностью формирует реестр проектов повторного применения. В настоящее время в предварительный перечень включено порядка 70 объектов капитального строительства, получивших положительное заключение региональной государственной экспертизы.
«Важно не только сформировать этот реестр, важно легитимизировать те объекты, которые попадают в состав реестра, в частности это касается оформления авторских и смежных прав. Лучшие объекты должны оказаться в составе реестра, авторские и смежные права при наличии участия государства оформляются на администрацию Санкт-Петербурга», – добавил вице-губернатор.
Одним из основных критериев экономической эффективности проектов, по мнению Игоря Албина, должна быть оценка эксплуатационных расходов и энергетической эффективности – как показателей, определяющих стоимость содержания объекта капитального строительства после его ввода в эксплуатацию. Такой подход позволит достичь экономии бюджетных средств не только на стадии проектирования и строительства объектов, но и на этапе их дальнейшего использования. Занимаясь этим на системном уровне через нормативно-техническое регулирование, можно добиться эффективных капитальных вложений.
Еще одной важной задачей вице-губернатор считает необходимость формирования профессиональных отраслевых стандартов в сметной отрасли.
«Нам есть чем поделиться с нашими соседями в Ленинградской области, нам вместе строить большой Петербург!» – заключил Игорь Албин.
Источник: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга
Обсудить на форуме