Высокое искусство народного контроля | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Высокое искусство народного контроля

Данный вопрос в самом деле включен в повестку дня совещания. В нем несколько вопросов, в том числе по раскрытию информации о закупках естественных монополий, подтвердил представитель секретариата Игоря Шувалова.

Правда, окончательного решения на совещании, конечно, не примут. Там лишь выработают рекомендации правительству. Чтобы они стали обязательными для исполнения, их еще должен утвердить кабинет министров. Но по сложившейся практике такие рекомендации, как правило, одобряются. Так что значение завтрашнего действа не стоит преуменьшать.

Тем более что принципиальное решение уже принято, уверяет глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

- Соответствующее решение будет принято правительством в январе, — предположил он, — К ним (к госкорпорациям и госкомпаниям) будут предъявляться требования по раскрытию информации о прозрачности закупок.

Как известно, в действующем Федеральном законе «О госзакупках» речь идет только о государственных органах, то есть о чиновниках — начиная с местных и кончая федеральными. По нему ведомства обязаны любые товары и услуги приобретать только на конкурсах и аукционах, а их условия и результаты должны быть опубликованы. Но на компании с госучастием такой порядок пока не распространяется.

Начать работу над «более современной и продуманной редакцией закона о госзакупках» президент России Дмитрий Медведев предложил в конце ноября прошлого года в послании Федеральному собранию.

- Ситуация действительно уже вышла за грань разумного, — заявил президент, — По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто не целевое расходование, составляют не менее 1 трлн рублей.

В любом случае для госкомпаний и госкорпораций публичность закупок предполагается сделать «мягкой» — они смогут и дальше обходиться без конкурсов. Но будут обязаны публиковать все сведения о номенклатуре закупок: что, у кого и за сколько они купили.

Нерешенным даже вчерне остался только один вопрос: что именно менеджерам позволят относить к коммерческой тайне и «прятать». Скорее всего, восторжествует предложение не раскрывать только сведения о покупках, напрямую отнесенных к государственной тайне, говорит Игорь Артемьев.

Вопрос в самом деле стоит крайне остро. Государственные компании составляют все более значительную долю экономики, во многих секторах они просто доминируют. «Прелесть» госбизнеса в том, что можно пользоваться бюджетными деньгами и вести себя при этом так, как будто ты их сам заработал. Наиболее распространенный вид нарушений — «откат» (товар покупается по завышенной цене, разницу между ней и рыночной стоимостью участники сделки кладут в карман). Информации о закупках вполне достаточно, чтобы поставить госкомпании под публичный контроль, говорят эксперты. Правда, одним лишь надзором воровать не отучишь.

- К сожалению, пока работа госкомпаний во многом строится на «откатах», систему трудно будет изменить, — предупреждает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Напомним, какие надежды возлагались на конкурсы по госзакупкам. Но они себя не оправдали, «откаты» процветают и там.


Обсудить на форуме