Основная проблема отечественного строительного комплекса – отсутствие конкурентной среды, в результате чего 90% прибыли получают крупные, вертикально-интегрированные компании. Такое мнение высказал директор Санкт-Петербургского Союза строительных компаний Лев Каплан в интервью информационному порталу «Саморегулирование».
«В основном, у нас на рынке господствуют монополии. Например, в Петербурге девять строительных компаний строят 85% всего жилья, получая при этом 90% прибыли. Эти компании – вертикально интегрированные системы. У них все свое, начиная от кирпичных заводов и заканчивая фирмами, которые занимаются эксплуатацией зданий и сооружений. Остальные работы они отдают своим постоянным партнерам, с которыми деловые отношения у них длятся десятилетиями. В таких условиях малому и среднему бизнесу просто некуда приложить свои усилия», — констатирует Лев Каплан.
По данным Петростата, в 2010 году в Петербурге существовало 22,5 тыс. малых предприятий в области строительства. В 2011 году их осталось 17 тыс. «С рынка сейчас уходит практически весь малый и средний бизнес, у них нет условий для работы, — поясняет эксперт. — Хотя двигаться нам есть куда. Например, в городе сейчас совершенно не ведется капитальный ремонт жилого фонда. Компании среднего бизнеса готовы этим заняться. У нас не строятся детские учреждения. Средний бизнес готов заняться и этим. Мы готовы договариваться с крупными застройщиками для того, чтобы выполнять какие-то виды работ».
По словам Льва Каплана, в 2005-2006 году средние и малые компании выполняли примерно 40% объемов подрядных работ в Петербурге. В 2011 году эта цифра сократилась до 11,5%. «И все эти проблемы – монополизация рынка, банкротство представителей малого и среднего бизнеса — характерны для строительного комплекса России в целом. Например, в Великобритании только 39 компаний имеют численность штата свыше 1200 человек, и то это — трансконтинентальные корпорации. А 90% компаний имеют численность в 10-15 человек. Они выполняют субподрядные работы, кооперируются друг с другом и создают то, что мы называем средним классом. Это хорошая схема», — уверен эксперт.