В середине октября в Кирове на базе Кировского ЦСМ прошла конференция «Реформа национальной системы стандартизации как инструмент повышения качества, безопасности и конкурентоспособности». На повестку дня были вынесены вопросы практического применения Федерального закона № 162-ФЗ «О стандартизации» и ответственности заказчиков и поставщиков в области закупочной деятельности.
Как рассказали в пресс-службе ТК 066 («Оценка опыта и деловой репутации предприятий»), одного из организаторов мероприятия, в ходе конференции прозвучало несколько докладов, в которых важность применения национальных стандартов в закупочной деятельности проходила, как говорится, красной чертой. Начальник Управления технического регулирования и стандартизации Росстандарта Алексей Барыкин, к примеру, раскрывая основные положения 162-ФЗ, отметил, что стандартизация может стать связующим мостом между производителем и конечным потребителем в вопросе доверия к качеству товаров и услуг. «Пора перестать думать о стандартах как о документах, обеспечивающих безопасность и поддерживающих техрегламенты, — дал ориентир профсообществу Алексей Барыкин. — Пора посмотреть на стандарты и с позиции качества. Это одна из основных задач, которую мы преследуем в связи с мероприятиями по подготовке нормативной базы».
В регионах запрос на новый закон есть, но и вопросов тоже хватает. Беспрецедентная по своему масштабу просветительская работа Росстандарта по продвижению и разъяснению норм 162-ФЗ дает свои плоды. Петербург, Новочеркасск, Киров — везде на повестке главный вопрос: как сделать так, чтобы к участникам рынка пришло осознание, что работать по стандарту выгодно всем? Ответ лежит на поверхности, считает президент Вятской ТПП Николай Липатников: «перестройка нужна не в документах, не в законах, а в сознании, в психологии человека».
«О каком качестве можно говорить, когда контракт на миллион триста тысяч выигрывают за триста тысяч? — возмущается Липатников, — Неужели не понимаем, что отсюда плохие дороги, разрушающиеся здания. Мы занимаемся экспертизой. Приехали к нам ребята, которые строили казармы в Омске (помните — разрушение, жертвы?) и говорят: «Дайте заключение, мы заплатим любые деньги». Там нет профессионалов, наняты бомжи — это и есть мастера. Поэтому нам необходимо выходить к депутатам, будить тех, кто еще не проснулся, менять подходы немедленно нужно. Только качество, только репутация, особенно на сложных объектах».
Системе оценки надежного поставщика в госзаказе посвятил свой доклад председатель ТК 066 Владимир Шахов. Принятые Росстандартом национальные стандарты по оценке опыта и деловой репутации субъектов предпринимательс
Сегодня в национальном фонде насчитывается около 37 тысяч стандартов, — объемы сопоставимы с библиотеками Великобритании и Германии. В Росстандарте не скрывают, что есть вопросы, связанные с обновлением документов, некоторые их них были разработаны до 1991 года. Однако в целом стандарты, применяемые при производстве продукции и оказании услуг, отвечают требованиям как поставщиков, так и предприятий, которые ими пользуются, считают в Росстандарте.
«Учитывая большой опыт, а это более 90 лет, Кировский ЦСМ успешно реализует государственные задачи в области стандартизации и технического регулирования, – отметила заместитель директора по техническому регулированию Кировского ЦСМ Марина Лашукова. – Возможности центра в реализации стандартов закупочной деятельности большие, мы готовы помогать поставщикам правильно применять нормативные документы по стандартизации при описании их объектов закупки».