Минстрой намерен установить монополию на утверждение нормативно-технических документов в сфере строительства. Это избавит нормативную базу от многочисленных противоречий и дублирований, заявил в интервью «Российской газете» замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.
По словам замминистра, Минстрой станет единым каналом по утверждению нормативно-технических документов в своей сфере. Пока что эти полномочия он делит с другими ведомствами — МЧС, Минтрансом, Роспотребнадзором и прочими. В результате появляются документы с дублирующими или противоречащими друг другу нормами. В Минстрое таковых насчитали более 200, и это существенно затрудняет работу проектировщиков и строителей, говорят в министерстве.
«Сложившаяся ситуация сильно отличается от системы, которая существовала раньше, когда было так называемое одноканальное регулирование. Кто бы ни инициировал изменение требований нормативно-технического или нормативно-правового характера, которые устанавливают обязательные требования при строительстве, он все равно проходил через один канал, тогда это был Госстрой. Лишившись этого одного канала и одной четкой и однозначной процедуры согласования, мы пришли к тому, что у нас десятки тысяч документов. В этом очень сложно разобраться», — пояснил Дмитрий Волков и сослался на поручение президента страны, которое ещё в 2016 году предписывало исключить появление технических норм без согласования Минстроем. Однако до сих пор этого достигнуть не удалось по причине разногласий между ведомствами. В итоге в Минстрое решили идти «другим путём» — через создание единого реестра нормативно-технических документов.
«Первое, что мы сделали, — записали в Градостроительный кодекс создание реестра документов, содержащих требования, которые могут быть использованы при экспертизе проектов. Пока мы работаем над реестром в пилотном режиме, а в следующем году будем делать его частью федерального сегмента государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, — сообщил замминистра. — Второе — мы внесли в постановление правительства №1009, регулирующее порядок согласования ведомственных нормативно-правовых актов, формулировку о том, что всё, что касается иных правил безопасности, кроме тех, что зафиксированы в техрегламенте, должно согласовываться с Минстроем. Это, прежде всего, санитарно-эпидемиологические нормы, нормы атомной безопасности, антитеррористической и прочие — всё, что входит в предмет экспертизы. Следующий шаг — то же самое мы планируем записать в постановление правительства № 624, которое регулирует деятельность технических комитетов в части стандартизации. Чтобы невозможной была ситуация, когда какой-то технический комитет из лучших побуждений принимает стандарт без согласования с профильным Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство», без согласования с федеральным органом исполнительной власти».
Также в Минстрое планируют доработать технический регламент: «чтобы действовали четкие, понятные строительные нормы, — не отсылка к пункту сводов правил, а отдельные строительные нормы». «Эта работа нужна, чтобы участникам рынка было понятно, куда смотреть, где искать документы, которые необходимо применять. Без этого невозможен будет наш следующий шаг — перевод всего этого в машиночитаемый вид и внедрение информационного моделирования и других технологий, связанных с информатизацией строительной отрасли. Потому что пока у нас непонятно что действует, непонятно и как это автоматизировать», — отметил замминистра.