Минстрой России готовит изменения в своды правил строительства трамвайных путей, которые решат проблему сохранения и развития в ряде российских городов исторически сложившихся трамвайных линий с колеёй 1000 и 1435 мм.
В СП 84.13330.2016 «СНиП Ш- 39-76 Трамвайные пути» появятся технологии производства работ для колеи упомянутого размера, а в СП 98.13330.2018 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии» — особенности проектирования таких трамвайных путей и расчетные параметры для подвижного состава, требования к мостам, путепроводам, эстакадам и тоннелям, а также параметры зданий и сооружений, относящихся к трамвайному хозяйству.
«Проекты изменений в СП 84 и СП 98 сформированы с учетом потребностей регионов, где исторически используется нестандартная для большей части России колея 1000 и 1435 миллиметров. Речь о Евпатории, Пятигорске, Калининграде и Ростове-на-Дону, которые испытывают трудности при развитии своих трамвайных сетей из-за отсутствия необходимой нормативной базы. Сейчас документы находятся на экспертизе в ТК 465 «Строительство», после чего будут переданы на утверждение в Минстрой России», – сообщил директор ФАУ «ФЦС» Андрей Басов. По его словам, СП изменятся в текущем году.
Кстати, в профессиональной среде трамвайную колею шириной 1435 мм называют «европейской», колею в 1000 мм – «узкоколейкой», а наиболее распространённую в российских городах колею в 1524 мм – «русской колеёй». Узкоколейка присутствует в Евпатории, Калининграде и Пятигорске, европейская колея находится в Ростове-на-Дону. Предшественником трамвая в Ростове была конная железная дорога, — в 1887 году её открыло Бельгийское акционерное общество. Это уникальный объект для России – ни в одном городе европейская трамвайная колея больше не появилась.
В Минстрое считают, что, изменив соответствующим образом своды правил, министерство устранит смысловой пробел в национальной системе технического регулирования относительно реконструкции и возможностей развития таких трамвайных путей России.