Минэкономразвития направило в правительство проект плана развития инфраструктуры, разработать который поручил Владимир Путин. Документ включает сооружение почти 700 объектов, его выполнение обойдется в 7 трлн руб. за шесть лет.
По данным РБК, в текущую версию документа внесено 690 объектов — свои заявки предлагали как федеральные ведомства (Минэнерго, Минвостокразвития, Росавиация), так и власти 31 российского региона. При формировании плана Минэкономразвития «исходит из цели максимизации социально-экономических эффектов от собранных в нем проектов», уточнили в пресс-службе МЭР. Предпочтительны те проекты, которые можно осуществить в формате государственно-частного партнерства, и которые соотносятся с целями, задачами и приоритетами, зафиксированными в Стратегии пространственного развития.
На строительство объектов планируется потратить 6,8 трлн руб. с 2019 по 2024 год. Федеральный бюджет профинансирует эти планы лишь частично — на 3,1 трлн руб. Из этой суммы уже сейчас в бюджет заложены траты на 1,2 трлн руб. (в 2019–2021 годах). «Дополнительная потребность» в средствах на выполнение плана составит 1,8 трлн руб., в частности около 500 млрд руб. из них найдут путем перераспределения расходов. Что касается внебюджетных источников, то финансирование частично обеспечит долгосрочная программа РЖД до 2025 года (хотя пока она официально не внесена на межведомственное согласование). Основной статьей расходов станет транспортная инфраструктура: на нее в рамках плана планируется потратить 6,5 трлн руб. (из них 3 трлн руб. из бюджета). Еще 300 млрд руб. (из них бюджетных — порядка 40 млрд руб.) пойдут на инфраструктуру в энергетику.
В состав плана включены 14 федеральных проектов: девять по транспорту и пять по энергетике. Перед отбором проектов их предварительно ранжировал Аналитический центр при правительстве.
Всего в проект плана Минэкономразвития включены 690 объектов по транспортной инфраструктуре. 155 проектов затрагивают авиационный транспорт. В основном это реконструкция и строительство небольших региональных аэропортов по всей стране — в Челябинске, Ставрополе, Воронеже, Оренбурге, Чите, Якутии, на Чукотке и т.д.
В разделе «Автомобильная инфраструктура» — 296 проектов, включая строительство дорог и мостов. Большая часть проектов — это реконструкция и строительство существующих федеральных трасс. В их числе есть и проект строительства и реконструкции участков автомобильной дороги А-147 Джубга — Сочи и далее до границы с Абхазией. Вновь появились шансы у моста через Лену в районе города Якутска (его строительство отложили в 2014 году из-за того, что средства были направлены на строительство Крымского моста). Представлены проекты строительства и других мостов: через Волгу (в Нижнем Новгороде), через Обь (в Новосибирске), через Сок (Самарская область), через Зею (в Благовещенске), через Томь (в Томске) и т.д. Есть в списке и обходы крупных городов, например Уфы, Новосибирска, Калуги, Читы, Орла, Пензы, Ижевска и т.д.
В разделе по внутреннему водному транспорту всего 38 проектов, в основном они касаются развития гидротехнических сооружений в речных бассейнах — Волжском, Азово-Донском, Ленском, Обском, Камском и т.д.
Железнодорожные проекты (всего 104) в основном включают строительство скоростных и высокоскоростных магистралей, а также модернизацию действующих путей. В списке есть проект ВСМ Москва — Казань и ВСМ Екатеринбург — Челябинск, а также скоростная магистраль из Краснодара до Грозного и далее до Махачкалы. В списке также присутствуют проекты по развитию БАМа и Транссиба, строительству Мурманского транспортного узла, транспортных коридоров в Приморье и т.д.
В разделе «Развитие морской инфраструктуры» 98 проектов. В основном это проекты строительства портовой инфраструктуры: например, создание сухогрузного района в порту Тамань, который, как и мост через Лену, был отложен из-за финансирования крымских строек. В списке министерства также есть проекты строительства ледоколов для работ в Северо-Западном и Дальневосточном морских бассейнах.
Однако в плане МЭР не значится мост на Сахалин, изучить вопрос о строительстве которого ранее поручал Владимир Путин. Впрочем, перечень приоритетных инфраструктурных проектов еще может быть пересмотрен в правительстве, пишет РБК. «Это, по сути, консолидированное предложение, которое состоит из предложений регионов и заинтересованных ведомств. Теперь в Белом доме начнется битва за конкретные объекты, прежде всего по поводу того, какие из них смогут получить финансирование из федерального бюджета», — пояснил изданию источник в финансово-экономическом блоке кабинета министров.