Минстрой России подготовил законопроект с изменениями в статьи 7 и 53 Градостроительного кодекса. Документ исключает двухступенчатую систему принятия решений Правительством РФ о проведении строительного контроля на объектах, строительство которых полностью или частично ведётся с привлечением средств федерального бюджета, и наделяет высшее должностное лицо субъекта РФ правом принимать решения о проведении строительного контроля органами государственной власти субъекта РФ или подведомственными им учреждениями.
По мнению Минстроя, «двухступенчатая» система принятия решений о проведении строительного контроля, закреплённая в ч.2.1 ст.53 Градкодекса, вынуждает правительство дважды делать одну и ту же работу – издавать два идентичных документа, что «усложняет процесс законодательного закрепления строительного контроля».
В то же время законодательством не было закреплено полномочие высших должностных лиц субъектов РФ принимать решение о проведении стройконтроля на региональном уровне – по аналогии с вышеназванной статьёй Градостроительного кодекса.
Между тем, со стройконтролем бюджетных строек в регионах большие проблемы: его осуществляют коммерческие юрлица на основании госконтрактов, а саморегулируемый коммерческий строительный контроль, отмечают в Минстрое, стремительно деградирует, и решающим фактором при проведении торгов на этот вид услуг является коррупциогенный. В министерстве констатируют: очень часто в закупках участвуют аффилированные с заказчиком юрлица, цель которых — добиться максимального снижения цены контракта.
«Указанные аффилированные лица не заинтересованы в получении законной прибыли, что приводит к массовым нарушениям при заключении контрактов на проведение строительного контроля, демпингу цен и последующему шантажу заказчика со стороны подобных лиц, — отмечают в Минстрое. — Также действующее градостроительное законодательство не запрещает лицу, осуществляющему стройконтроль, передавать права и обязанности по государственному (муниципальному) контракту иному лицу на основании субконтракта. При этом соисполнитель по субконтракту не несет прямой ответственности перед заказчиком услуг на проведение строительного контроля, что приводит к снижению его заинтересованности в качестве выполненных работ».
В министерстве уверены, что предлагаемые изменения действующего законодательства будут способствовать укреплению финансовой дисциплины на уровне регионов, усилению контроля за расходованием бюджетных средств и привлечению к стройконтролю организаций с высоким профессиональным уровнем.