С эффективностью системы строительного саморегулирования будут разбираться в правительстве. С подачи Михаила Богданова (руководителя СРО «АИИС»), чудным образом прорвавшегося к микрофону в ходе общения членов РСПП с президентом страны Владимиром Путиным (на пленарном заседании съезда РСПП), данная тема была озвучена на всю страну: как в недавнем прошлом саморегуляторы торговали допусками на строительный рынок, так же теперь они будут торговать и свидетельствами о прохождении строителями независимой оценки квалификации. Поэтому принятый на прошлой неделе Госдумой закон о введении НОК для специалистов в сфере строительства президенту ни в коем случае подписывать нельзя.
Эту мысль Михаил Богданов с большим трудом пытался донести до президента. «Вы были совершенно правы, когда были против введения саморегулирования. Грубо говоря, извините, вас развели!», — единственная фраза, которую запомнили журналисты.
Между тем, кремлёвские стенографисты зафиксировали и более чёткий посыл: «Только вчера Госдума приняла федеральный закон – поправки в Градкодекс, согласно которому эти же саморегулируемые организации (просьба не подписывать этот закон) начинают заниматься независимой оценкой квалификации. Поверьте мне, я за то, чтобы в отрасли работали специалисты, но, когда НОПРИЗ и НОСТРОЙ будут продавать (извините, это мое частное мнение) независимую оценку квалификации, это приведет к тому, что бюджет будет работать неэффективно».
«Я очень волнуюсь», — оправдывался Богданов за свою бессвязную речь. Президент в её сути, всё же, разобрался, уточнив детали не столько для себя, сколько для остальной публики. По его словам, далеко не все в правительстве были за передачу части государственных полномочий саморегуляторам, но под натиском «активной наступательной позиции», всё же, сдались.
«Все время сторонники передачи определенных компетенций и уровня принятия решения в СРО, они всегда на что напирают? Они говорят, что принятие решения о лицензировании – это забюрокраченный способ принятия решения, создающий условия для коррупции. Давайте все передадим в общественные организации так, как это делается во многих других (сейчас мы понимаем, что это не совсем так) цивилизованных экономиках. В конце концов, если вы обратили внимание на дискуссии, когда принимались вопросы о передаче в саморегулируемые организации, в том числе стройки, части полномочий, требования нарастают все время: дайте еще, еще и еще. <…> Теперь вы говорите, что это привело к негативным последствиям, к тому, что был создан черный рынок разрешений, который приводит к тому, что, получая эту несчастную бумажку, ее в руки берут те, кто на самом деле соответствующими компетенциями не обладают, а просто начинают торговать в свою очередь этой бумажкой и задирать еще цену на строительство, потому что куча посредников появляется. Так я вас понял?», — спросил президент. И, получив утвердительный ответ, заверил: «Мы займёмся этим». Потому как «если это не улучшает, а ухудшает ситуацию в отрасли, более того, еще и ведет к увеличению расходов, то, значит, это элемент сдерживания развития целой отрасли». «Я обязательно попрошу коллег из правительства, чтобы еще раз на это обратили внимание», — пообещал Владимир Путин.
Сгустившиеся было тучи над НОСТРОЙ и НОПРИЗ попытался развести президент РСПП Александр Шохин. «То, что вы НОСТРОЙ и НОПРИЗ пытаетесь объявить мошенниками, Михаил Игоревич, это нечестно. Если есть мошеннические схемы, надо с ними бороться. Уверяю, что и в вашей саморегулируемой организации есть всё то же самое. Безусловно, в саморегулировании есть проблемы. <…> Но мы специально смотрели, как НОСТРОЙ занимается независимой оценкой квалификации. Это намного лучше, чем те многочисленные «аношки», которые выдают сертификаты повышения квалификации, потому что они уж точно никого не представляли. Здесь профессиональное сообщество. Весь смысл независимой оценки квалификации в том, что профессиональное сообщество оценивает тех, кто входит на рынок. Поэтому в этом законе правильно все сказано. Подписывайте, Владимир Владимирович», — высказал своё мнение Александр Шохин.
Президент обещал подумать, а выступление Михаила Богданова расценил как проявление демократии, обратившись к залу: «Если есть еще какие-то замечания, не обращайте внимания на начальство и говорите».
Смельчаков, однако, более не нашлось. Сам же Богданов не на шутку разволновался. «Мне до сих пор страшно. Ну очень страшно», — признался он позже ведущему программы «Москва. Кремль. Путин» Павлу Зарубину.