Для повышения «гибкости» строительных госконтрактов в условиях сильного роста цен на ресурсы Минстрой РФ предлагает ввести агрегированный индекс для определения их стоимости, а также установить постоянный механизм корректировки цен, если фактическая инфляция превышает значение индекса, а цена контракта возрастает как минимум на 5%.
С данным предложением глава Минстроя Ирек Файзуллин обратился к министру экономического развития Максиму Решетникову (на письмо ссылается «Коммерсантъ»). Единый агрегированный индекс, по соображениям Минстроя, будет формироваться на основании ресурсно-технологической модели, которая включает в себя индексы-дефляторы на основные строительные ресурсы — оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, оборудование и ценообразующие материалы. Разработать этот индекс предлагается Минэкономики совместно с Минстроем. Если агрегированный индекс вдруг окажется не соответствующим фактической инфляции, понадобится постоянный механизм корректировки цены контракта, который нужно прописать в 44-ФЗ.
Основанием для корректировки цены контракта должно стать отклонение его сметной стоимости более чем на 5%, — в таких случаях заказчик будет обязан принять решение о приведении цены контракта к фактической, даже если подрядчик с такой просьбой к нему не обращался (сейчас инициатива пересмотра исходит от подрядчика и согласовывается заказчиком). При этом цена контрактов до 100 млн руб. корректируется с помощью специального коэффициента, свыше 100 млн — требуется повторная госэкспертиза.
Сейчас начальная цена контракта определяется путем перевода базисных цен 2000 года в текущие с помощью специального индекса, основанного на прогнозной инфляции. С тем, что такой механизм не учитывает реальные рыночные условия, соглашаются и в Минэкономразвития, и в Минстрое: такой подход приводит к занижению цены контракта, срыву сроков исполнения и банкротству подрядчиков, потому как фактическая его себестоимость оказывается выше стоимости, определенной на этапе формирования начальной цены.
В общественном совете Минстроя инициативу ведомства связывают с подготовкой к применению со второго полугодия 2022 года ресурсно-индексного метода определения сметы строительства. По словам председателя комиссии по проектному финансированию Рифата Гарипова, «появляется возможность правильно считать индексы изменения сметной стоимости, учитывая динамику по каждой группе ресурсов».
По словам председателя комиссии по вопросам индустрии строительных материалов и технологий и президента ГК «Основа» Александра Ручьева, из-за существенной разницы в стоимости контрактов на момент их заключения и завершения не состоялось множество госконтрактов. Гибкая оценка реальных затрат подрядчиков, по его мнению, поможет исправить ситуацию: подрядчики будут заключать госконтракты, не опасаясь штрафов или досрочного расторжения.
В НОСТРОЙ инициативу Минстроя, конечно же, поддержали, поскольку она «дает возможность строителям четко отрегулировать взаимоотношения с заказчиками», уравновешивая права сторон.