Российским регионам дали слишком много свободы по внедрению механизма комплексного развития территорий. В результате получился разнобой, способный вызвать социальное напряжение. Минстрою следует отрегулировать процесс и взять на себя функцию координатора. С таким посылом на заседании Экспертного совета по строительству при Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ выступил зампредседателя комитета Николай Алексеенко.
Заседание Экспертного совета, посвящённое комплексному развитию территорий, состоялось 16 февраля. Со стороны Минстроя была представлена информация о ходе внедрения механизма КРТ в общероссийскую практику, о созданных федеральным центром условиях для его успешной реализации в регионах и о первых проектах жилищного и инфраструктурного строительства, претендующих на финансирование в рамках «инфраструктурного меню». В настоящее время Минстрой дожал-таки власти на местах, и теперь практически в каждом субъекте РФ имеются все нормативные акты, необходимые для работы в рамках КРТ.
Именно эти – региональные – документы и изучил Николай Алексеенко. И представил на заседании итоги проведенного анализа. Он отметил, что Минстрой России передал регионам право выработки критериев отнесения территорий к тем, которые могут войти в программы КРТ, однако никаких стандартных требований устанавливать не стал. В результате регионы разработали документы, в которых одна и та же процедура называется по-своему, да и сами критерии существенно различаются. Далеко не все региональные нормативные акты находятся в открытом доступе, а у 60% регионов не указано, на основе каких документов проводится экспертная оценка зданий, попадающих в зону КРТ. Поэтому, по мнению Николая Алексеенко, подход к КРТ на региональном уровне нужно серьезно корректировать, и свободу, которую дали регионам, отрегулировать, чтобы впоследствии не возникло социальное напряжение и не появились обиженные граждане.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков депутата Алексеенко поддержал. В национальном объединении тоже занялись аналитикой и составили отчет о реализации в регионах формальных требований по разработке документации для развития КРТ. В регионах, действительно, наблюдается разночтение нормативно-правовых актов по внедрению КРТ и весьма разрозненная практика по вовлечению земельных участков в оборот в рамках упомянутого механизма. Координирующая деятельность федерального Минстроя в этом деле не помешала бы, согласился президент НОСТРОЙ.
Кроме того, по словам Глушкова, федеральному центру следует урегулировать вопрос изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, которые вовлекаются в оборот по инициативе органов власти. Также необходимо продумать механизм банковского финансирования подготовки земельных участков к использованию в рамках КРТ, – сейчас стройкомпании должны это делать за собственный счёт, а этот счёт не у всех велик.
И последнее: органы власти не должны заниматься участками, вовлекаемыми в КРТ, без консультаций или непосредственного участия бизнеса. Опыт нескольких регионов показывает, что даже там, где городские власти взяли на себя межевание и подготовку территории, бизнес отказывается начинать проекты, потому что в рамках данной территории они экономически несостоятельны.