Гильдия строителей СКФО выступает за отдельный закон о госзакупках в строительстве и рейтингование строительных подрядчиков | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости партнерств, Новости СРО

Гильдия строителей СКФО выступает за отдельный закон о госзакупках в строительстве и рейтингование строительных подрядчиков

В новый, 2022 год строительная отрасль Дагестана входит не только с неплохими результатами, но и с серьёзными проблемами. Проблемы системные – актуальные для всей страны, поэтому их решение требует внимания федерального руководства. Об этом в интервью «Дагестанской правде» рассказал президент СРО «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов (член Совета НОСТРОЙ и Почётный строитель РФ).

Первый весьма проблемный «новогодний» момент, по его мнению, связан с обязательным переходом стройкомпаний, связанных с госзаказом, на технологии информационного моделирования. Согласно постановлению правительства, данный процесс будет запущен 1 января, но «объективно к цифровизации строительной отрасли оказались не готовы все участники строительного процесса».

«По нашему мнению, принудительный перевод строительной отрасли за короткий срок на ТИМ может привести к вынужденному укрупнению компаний. То есть на рынке госзаказа снизится конкуренция, что вызовет обратный эффект – рост себестоимости объектов строительства», — прогнозирует руководитель СРО.

Между тем, процесс неизбежен, и профсообщество пытается перестроиться в соответствии с новыми трендами. В Национальном объединении строителей формируется комитет по цифровой трансформации стройотрасли, задача которого создать методологическую базу и разработать необходимые технические документы. На приобретение оборудования для работы с цифровыми технологиями саморегулируемым организациям позволено выдавать своим членам займы из средств компфондов СРО. В Гильдии строителей СКФО тоже создали отдел цифровой трансформации для оказания помощи членам СРО в работе с «цифрой».

«Тема цифровизации для нас новая, поэтому мы учимся сами, принимая участие в различных конференциях, форумах, и проводим семинары и круглые столы для наших строителей», — отмечает Али Шахбанов. И тут же поднимает вторую проблему – дефицит квалифицированных кадров.

«Наши строительные организации нуждаются в профессиональных кадрах. Для этого необходимо развивать профессионально-техническое образование, а также формировать профессиональные образовательные программы и заказы образовательным организациям для создания кадрового потенциала инженерно-технических работников и рабочих строительных специальностей», — пока же, по словам Шахбанова, «при гипертрофированных масштабах подготовки специалистов высшей квалификации трудно найти профессионалов, способных качественно обслуживать строительное производство.

В то же время отсутствие гарантированных заказов на строительство со стороны государства и инвесторов не позволяет работодателям содержать в своём штате квалифицированных рабочих и специалистов, отмечает Шахбанов, и это – очередная проблема. «Для того, чтобы готовить строительные кадры, подрядчик должен иметь уверенность в своей загрузке не на месяц и даже не на год, а на несколько лет вперёд, потому что вложения в рабочих и ИТР – это долгосрочные вложения».

Гарантий на постоянную занятость у дагестанских строителей нет. И не то, чтобы нет госзаказов, — они настолько невыгодны, что строители попросту не выходят на торги. «Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительных работ зачастую не 12–15 %, а сводится до 0–2 %, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Заказы принимаются ради заказа, для того чтобы как-то оплатить труд работников предприятия. Понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям».

В СРО считают, что систему контрактования в отрасли нужно менять. «44-ФЗ и 223-Ф3 – это законы общего применения. Без наличия системы квалификации, собственного закона по контрактованию проектных, изыскательских, строительных работ решить задачу допуска качественных исполнителей контрактов на площадку, а также задачи, связанные с ценообразованием и с уценкой стоимости проектно-изыскательских работ, будет невозможно», — уверен Али Шахбанов.

Допуск к госзаказам исключительно «качественных исполнителей» — тоже пока проблема. Но её планируется решить через систему рейтингования стройкомпаний.

«В следующем году планируется разработать и утвердить три отдельных стандарта по оценке деловой репутации для каждого типа строительных организаций: генподрядчиков, застройщиков и субподрядчиков. Также планируется пересмотреть стандарты по оценке деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания. Планируется, что рейтинг будет формироваться на основе открытых данных государственных информационных систем и систем СРО по соответствующей методике, которая устанавливает три группы критериев: стоимостные (финансовая устойчивость), нестоимостные (деловая репутация) и квалификационные (кадровый состав организации). С нашей точки зрения, именно механизм рейтингования позволит осуществить переход от критерия «цена» к критерию «опыт» и повысит уровень прозрачности деятельности строительных организаций», — делает вывод Шахбанов.

Полностью интервью с президентом СРО «Гильдия строителей СКФО» можно найти здесь.

Темы: , ,