В Совете Федерации прошёл круглый стол, посвящённый проблемам создания объектов социальной инфраструктуры в рамках проектов жилой застройки. Участники заседания (в формате видеоконференции) искали пути решения проблемы дисбаланса между растущими темпами строительства жилья и не поспевающими за ними социальными объектами – детсадами, школами, поликлиниками.
По мнению первого заместителя председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко, вариантом решения проблем с обеспечением жилых кварталов объектами социальной инфраструктуры может стать эффективное использование государственно-частного партнерства (в том числе концессионного механизма), когда не предполагается немедленный выкуп государством объекта, а планируется его эксплуатация застройщиком на условиях, определенных соглашением. Сенатор уверен, что данный механизм может быть интересен застройщику, однако, отметил он, в настоящее время по этой схеме строится лишь небольшая часть социальных объектов.
«Необходимо рассмотреть возможность разработки унифицированных решений в сфере государственно-частного партнерства, включающих в себя определенный набор документации для подготовки, сопровождения и финансирования проектов, четких форм соглашений», — предлагает Шевченко.
В Минстрое отметили, что в этом году завершится программа «Стимул», и строительство объектов инфраструктуры будет финансироваться с помощью иных механизмов. Кроме ГЧП Минстрой предлагает использовать в данных целях инфраструктурные облигации и КРТ (то бишь комплексное развитие территорий).
В ДОМ.РФ сообщили, что готовы к выпуску инфраструктурных облигаций – для начала на 10 млрд рублей, а по итогам года на 30 млрд. Пока же в большинстве регионов строительство соцобъектов ведётся за счёт застройщиков, что повышает стоимость квадратного метра жилья на 10-12 тысяч рублей. Механизм ГЧП в ДОМ.РФ поддержали и предложили в Налоговом кодексе предусмотреть на создание объектов социнфраструктуры инвестиционный налоговый вычет.
В ТПП РФ считают, что программу «Стимул» необходимо продолжить (на заседании палату представлял председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин). А по мнению президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, всех перечисленных мер для решения задачи, всё-таки, не достаточно.
Инфраструктурные облигации, напомнил Глушков, призваны снизить кредитную нагрузку на инвестора и поддержать строителей в части создания инженерной инфраструктуры. Строить соцобъекты за свой счёт могут застройщики далеко не во всех регионах, — в нацобъединении таковых насчитали не более пяти. Между тем, соцобъекты повышают стоимость проектов почти на четверть, при том, что в половине регионов страны рентабельность жилых проектов и без того слишком низкая.
Что предлагает президент НОСТРОЙ? Синхронизировать мероприятия нацпроектов, предусматривающие финансирование создания объектов социальной инфраструктуры с прямым финансированием строительства за счет бюджетных средств; выкупать объекты в рамках инвестиционных соглашений с компенсацией налоговых расходов инвестора (по примеру Ленинградской области); урегулирование вопроса кадастрирования объектов социальной инфраструктуры либо путём внесения изменений в бюджетный процесс, либо путем компенсации этих затрат застройщику.
Кроме того, НОСТРОЙ предлагает внедрить механизм поручительства правительства субъекта РФ перед банком, предоставляющим застройщику финансирование на реализацию проекта, включающего объекты социальной инфраструктуры. Это могло бы стать дополнительной гарантией для обеспечения займа и повлиять на снижение начальной ставки по кредитному продукту, считают в нацобъединении.