Как не стать балластом на производстве | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 24/06/2015

Как не стать балластом на производстве

Как не стать балластом на производстве

Чтобы научить человека теории, достаточно одной трети учебного процесса. Две трети времени студенты должны проходить практику, овладевать профессией непосредственно на предприятии. Такое мнение высказал генеральный директор завода ЖБИ-3 Владимир Соловьев в ходе заседания «круглого стола» на тему «Строительные кадры в новых экономических условиях: заказ, подготовка, трудоустройство, альянс науки с производством», которое состоялось в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете.

Организаторы пригласили к разговору руководителей строительных организаций, профильных учебных заведений, представителей органов власти, общественных организаций. В ходе «круглого стола» были подняты вопросы, касающиеся подготовки кадров для строительной отрасли региона — как ИТР, так и рабочих профессий. Готовы ли учебные заведения удовлетворить запросы работодателя? Готов ли работодатель сформулировать свои требования к выпускникам учебных заведений?

В условиях кризиса наиболее остро встает тема трудоустройства выпускников вузов и ссузов, следовательно, важен социальный заказ работодателя, а также его активное участие в подготовке квалифицированных специалистов. В этом процессе работодателям и учебным заведениям не обойтись без взаимодействия с департаментом труда и занятости населения, а также департаментом образования и науки, профсоюзом строительной отрасли и другими общест­венными организациями— СРОСТО, СРО проектировщиков, Союзом строителей Тюменской области, Союзом архитекторов России.

По данным замдиректора департамента труда и занятости Тюменской области Вадима Самсонова, более 60% выпускников учебных заведений среднего профобразования находят себе работу по профильным специальностям. В строительной отрасли Тюменской области трудятся более 70 тысяч человек. Однако ежегодно это направление экономики ежегодно требует прироста примерно еще трех тысяч специалистов. Эта потребность закрывается за счет иностранной рабочей силы и переквалификации рабочих из других отраслей. За последние три года заключено более 150 трехсторонних соглашений между правительством области, предприятиями-работодателями и профессиональными образовательными организациями в сфере подготовки квалифицированных кадров. И все же этого недостаточно.

Начальник отдела профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области Татьяна Дубровина сообщила, что с целью повышения качества подготовки рабочих кадров увеличивается количество учебных часов и часов практики.

— В 2011 году система профобразования перешла на новые госстандарты, которые постоянно обновляются, в соответствии с требованиями работодателей введено более 400 профессиональных стандартов, — сказала она. — В 2015 году срок обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих увеличился на пять месяцев — за счет изменения сроков учебной и производственной практик. А значит, качество подготовки будет выше.

Вопрос трудоустройства специалистов решается и другими способами. Так, работодатели получили возможность направить своих сотрудников на переподготовку за счет средств федерального бюджета. Она осуществляется в десяти МФЦ по подготовке, переподготовке рабочих кадров. За последние два года эти центры выпустили более четырех тысяч специалистов. Помимо этого вузы имеют право осуществлять целевой набор студентов. В этом случае выпускники гарантированно трудоустраиваются на предприятия, которые направили их учиться.

Куда пойти на практику?

Один из проблемных вопросов, который касается всех учебных заведений, — где будущим строителям проходить практику? Мнения представителей учебных заведений, готовящих кадры для строительной отрасли, разделились. У одних есть контакты с работодателями, у других — нет. Кому-то повезло с материально-учебной базой, кому-то хочется большего. Одни предприятия берут практикантов, другим лишние хлопоты не нужны. Это отвлечение ресурсов: временных, финансовых и трудовых. Некоторые работодатели, опасаясь за последствия, заявляют будущим специалистам: «Отметку о прохождении практики мы вам поставим, но к технике и оборудованию не допустим!».

Анна Кашкарова, директор Учебно-курсовой производственной фирмы, Елена Доценко, куратор штаба студенческих строительных отрядов ТюмГАСУ, полагают, что таким образом высококвалифицированных специалистов не подготовить.

— Стройиндустрия почему-то неохотно идет нам навстречу, — отметила Елена Доценко. — Наши стройотряды задействованы лишь благодаря руководству вуза, которое просит помощи у властей города и региона.

Вместе с тем выгоды сотрудничества предприятий со стройотрядами очевидны. У молодежи достаточно физических сил, ребята получают рабочую квалификацию на специальных курсах, они мобильны, и поэтому их вполне можно рассматривать как кадровый резерв. А самое главное, предприятию, которое сотрудничает со стройотрядами, предоставляются налоговые льготы — до 20% экономии на фонде заработной платы.

Всю проблематику по подготовке востребованных и высокопрофессиональных кадров можно свести к организационной и законодательной сферам, уверен генеральный директор завода ЖБИ-3 Владимир Соловьев.

— В молодых кадрах мы, безусловно, заинтересованы. Нам нужно их изучить, увидеть в деле, это наша будущая смена. И нам важно, чтобы ребята изучили производство, набрались опыта. Мы даже заинтересованы оплачивать ребятам их практику, — сказал он. — Мы ждем их у себя на предприятии. Но только во главе с мастером производственного обучения. Мы не можем к каждой группе прикреплять мастера или прораба, у них полно своих задач, им не до практикантов. Поэтому если группа ребят придет на производство со своим педагогом или мастером производственного обучения, это для нас вариант. Проблема — найти столько педагогов в летний период, когда у всех отпуска.

Гендиректор посетовал, что, приходя на производство, выпускники учебных заведений тут же требуют высокие оклады. Ни один работодатель этого не сделает.

— Мы готовы взять на практику 20 первокурсников, но нам важно работать с ними из года в год, так, чтобы эта группа была постоянной. Тогда будет толк и смысл лучших ребят отобрать к нам на производство. И они уже будут получать не 25 тысяч рублей зарплаты, а значительно больше. Просто в силу того, что пять лет они проходили у нас на заводе практику и мы в них уверены, — пояснил Владимир Соловьев.

Руководитель производства критически отозвался о Болонской системе образования, которую вузам навязали сверху, не считаясь с мнением тех же производственников. На данный момент работодатели теряются: на какую должность назначать бакалавра? Его нельзя считать полноценным инженером, а на должность техника назначать не позволяет штатное расписание. Лучше взять на производство, к примеру, просто сварщика, чем мучиться с бакалавром.

Юристам придётся поработать

Альянс науки, образования и производства можно укрепить, если усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу, уверены эксперты. Чтобы производственники были заинтересованы в молодых специалистах, необходимо разработать комплекс мер, регулирующих эти взаимоотношения. Например, это могут быть налоговые льготы для производственников, принимающих на работу практикантов и молодых специалистов, и другие меры.

Кроме того, важно повысить требования к уровню знаний абитуриентов. Высшее образование должно стать действительно высшим. — Я вспоминаю советскую систему образования, при которой поступить в технический вуз было нелегко, а окончить его — престижно. Соответственно, выпускники становились высококвалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда, — отметил губернатор Владимир Якушев в ходе недавнего заседания Клуба инвесторов Тюменской области.

На встрече был поднят еще ряд вопросов и озвучены острые проблемы подготовки кадров. Участники заседания обсудили систему сертификации и квалификации кадров, тему развития стартапов на базе запросов бизнеса, подготовку специалистов кадров для профильных департаментов в органах исполнительной власти. И все же самой обсуждаемой стала тема изменений в системе высшего образования, законодательные нормы, направленные на более тесную интеграцию производства и образования.

Подводя итоги заседания «круглого стола», Татьяна Дубровина отметила, что работодатели заинтересованы в квалифицированных рабочих кадрах, во взаимодействии с образовательными профессиональными организациями. В свою очередь, вузы и ссузы готовы к этому взаимодействию, потому что именно работодатели задают тон образовательным практикам.

— Уверена в одном: раз вопросы поднимаются, значит, они будут решаться, в том числе и по подготовке новой нормативной документации, — сказала Татьяна Дубровина.

По итогам заседания его организаторы и эксперты подготовят резолюцию, которую направят участникам мероприятия, в органы власти и общественные организации строительной отрасли.

Источник: «Московский Комсомолец. Югра»

Темы: ,


Обсудить на форуме