Малому бизнесу доверят контракты без СРО | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 29/03/2022

Малому бизнесу доверят контракты без СРО

Правительство внесло в Госдуму «третий пакет» антикризисных мер, способных поддержать стройотрасль. Законопроект направлен на сокращение административных процедур и снижение финансовых издержек бизнеса. Одно из «послаблений» для стройкомпаний – возможность без членства в СРО заключать госконтракты стоимостью до 10 млн рублей. Правдолюбы изучили документ и поделились впечатлениями.

Минимальный размер договорных обязательств по контрактам, не требующим от юридических лиц и ИП членства в строительных СРО, увеличится с трех до десяти миллионов рублей. Соответствующую поправку в Градостроительный кодекс содержит правительственный законопроект №94578-8, внесенный в Государственную Думу РФ 25 марта.

Таким образом, от обязательного членства в саморегулируемых организациях будут освобождены участники рынка, которые намерены выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором капремонта, стоимостью менее десяти миллионов рублей.

Авторы инициативы уверены, что эта мера повысит устойчивость строительной отрасли и снизит избыточную финансовую нагрузку на малый бизнес в условиях санкционного давления. Впрочем, члены профессионального сообщества не ожидают от ее принятия массового эффекта.

Во-первых, в отличие от Федерального закона от 03.07.2016 года №372-ФЗ, освободившего от обязательного членства в СРО более 35 тысяч строительных компаний, нынешние поправки не предусматривают возврат средств, внесенных в компенсационные фонды СРО компаниями, для которых членство в СРО перестанет быть обязательным в 2022 году.

Во-вторых, в соответствии со статьей 55.16 Градостроительного кодекса РФ, первый уровень ответственности для членов строительных СРО предусматривает возможность заключения договоров до 60 млн рублей, и взносы в компфонды для участников рынка, имеющих право на заключение контрактов до этой суммы, одинаковы и составляют 100 тысяч рублей – в компенсационный фонд возмещения вреда и 200 тысяч рублей – в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. При этом норма, предусматривающая запрет на повторное вступление в СРО в течение года для компаний, добровольно покинувших СРО, остается в силе. Таким образом, действующим членам СРО, имеющим первый уровень ответственности по КФ ВВ и КФ ОДО, большого резона покидать саморегулирование нет.

В-третьих, минимальная стоимость контрактов на строительство за пять лет существенно увеличилась, так что прежнее пороговое значение в 3 млн рублей в условиях экономической ситуации 2016 года вполне сопоставимо с новым значением в 10 млн рублей в ситуации 2022 года.

Другими словам, данная поправка имеет существенное значение только для новых компаний, которые входят на строительный рынок, претендуя на выполнение договоров строительного подряда стоимостью менее 10 млн рублей.

Между тем, ранее президент Антон Глушков заявлял, что подавляющее большинство членов строительных СРО относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. «94% членов СРО – это малый и средний бизнес, и именно на них направлены все меры поддержки, которые предлагает НОСТРОЙ», – сказал Антон Глушков на круглом столе в Общественной палате РФ.

Возможно, более эффективной мерой поддержки для таких членов СРО станет отмена банковских гарантий для контрактов стоимостью до 60 миллионов рублей (соответствует первому уровню ответственности членов СРО). В настоящее время обсуждается возможность замены таких гарантий на поручительство саморегулируемой организации, обеспеченное взносом в компенсационный фонд.

Добавим также, что законопроект №94578-8 сдержит очередной (третий) пакет мер поддержки строительной отрасли, направленных на сокращение административных процедур, уменьшение сроков инвестиционно-строительного цикла и снижение финансовых издержек бизнеса.

В частности, Правительство России получит право определять приоритетные инфраструктурные объекты, регулирование строительства которых будет вестись по упрощенным процедурам. Кроме Градкодекса корреспондирующие поправки будут внесены в федеральные законы — об особо охраняемых природных территориях, об экологической экспертизе, об охране озера Байкал, о введении в действие Земельного кодекса и о введении в действие Градостроительного кодекса. Также правительство получит ранее анонсированные полномочия по увеличению размеров аванса по контрактам на капитальный ремонт многоквартирных домов, который сегодня ограничен 30-ю процентами. Кроме того, с 10 до 3 дней сократятся сроки кадастровых работ при оформлении прав граждан на земельные участки для садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.

«Мы максимально упрощаем процесс согласования, ликвидируя устаревшие бюрократические барьеры. Такой подход позволит сэкономить время жителей и деньги государства и поддержит строительную отрасль», – сообщил 24 марта вице-премьер Марат Хуснуллин на заседании правительства, где рассматривался данный законопроект. Председатель правительства Михаил Мишустин поддержал его, добавив, что дополнительные механизмы позволят не допустить снижения темпов работ в жилищном строительстве.

Нормы законопроекта №94578-8 не предполагают переходных сроков и вступят в силу сразу после его принятия.

Источник: «Правда о СРО»

Темы: , ,


Обсудить на форуме