Минстрой ищет белые цены на сером рынке | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 12/08/2016

Минстрой ищет белые цены на сером рынке

Минстрой ищет белые цены на сером рынке

Реформу ценообразования в строительстве затрудняет отсутствие в отрасли публичных цен и прозрачного рынка. Об этом говорят чиновники Минстроя, сохранившего за собой полномочия по контролю сметных цен. Сейчас министерство объединяет контролеров сметных цен — «Главгосэкспертизу», проводящую экспертизу проектной документации строек, и Федеральный центр ценообразования в строительстве – и подумывает о создании резервного фонда на случай возможных судебных претензий.

«Задайте себе сами этот вопрос: у нас рынок или госрегулирование? Пока что элементы рынка есть, а рынка нет»,— заявил корреспонденту «Ъ» высокопоставленный чиновник Минстроя на вчерашнем празднике по случаю Дня строителя. Собеседник «Ъ» возмущался процессом подготовки подзаконных актов к новой редакции Градостроительного кодекса: Минстрой планирует закрепить в них порядок мониторинга цен на строительные ресурсы (стройматериалы, услуги машин и механизмов, рабочей силы). Такой мониторинг — ключевая часть реформы ценообразования в строительстве, которая предусматривает переход к ресурсному методу расчета стоимости (когда стоимость ресурсов умножается на их объем) от существующего базисно-индексного метода (базисные цены 1980-х годов умножаются на соответствующие индексы). Минстрой планирует опубликовать «мониторинговые» документы в октябре 2016 года, однако чиновники уже говорят, что взять реальные данные о ценах на строительные материалы и работы им просто негде.

Сама реформа строительного ценообразования, напомним, началась после того, как в феврале 2015 года Счетная палата выявила завышение смет на космодроме Восточный и на объектах сочинской Олимпиады. Больше всего критики досталось тогда подведомственному Минстрою ФАУ ФЦЦС, одобрившему спорные сметы. Предполагается, что в рамках реформы в 2017 году Минстрой будет внедрять единую публичную базу сметных нормативов, а с 2018 года они будут регулярно обновляться и переводиться на расчет по ресурсному методу. При этом Белый дом оставил Минстрою контроль за ценообразованием, хотя ранее правительство обсуждало, не передать ли полномочия по мониторингу цен на стройресурсы в Минэкономики или Минфин во избежание конфликта интересов (см. »Ъ» от 23 июня). «Принято решение, что они останутся в рамках полномочий Минстроя»,— рассказал «Ъ» глава ведомства Михаил Мень.

Отметим, что, несмотря на всю зарегулированность строительства в РФ, очевидного способа получения индикативных цен на строительные материалы, работы и услуги для ресурсных расчетов у Минстроя в сложившейся ситуации действительно нет. Ранее ФАС, решая аналогичную задачу на рынках нефти и нефтепродуктов, принуждала субъектов рынка к участию в биржевых торгах — биржевые цены и используются службой в качестве рыночных. Однако, например, для зернового рынка задача так и не была решена из-за отсутствия признанного всеми участниками способа подтверждения сортности и качества, что относится и к стройматериалам, а строительные работы и услуги и вовсе вряд ли могут быть вписаны в биржевые контракты.

Тем временем Минстрой планирует объединение двух основных учреждений, занятых вопросами сметного ценообразования,— «Главгосэкспертизы», проверяющей сметную документацию, и упомянутого ФАУ ФЦЦС. Такой вариант глава Минстроя называет «правильным», объясняя это тем, что в «Главгосэкспертизе» работают «сильные специалисты». ФАС конфликта интересов в объединении не видит, отмечает он. Предполагается, что ФАУ ФЦЦС вольется в структуру «Главгосэкспертизы» в качестве ее структурного подразделения, в том числе оно будет контролировать государственную информационную систему ценообразования в строительстве (за счет средств «Главгосэкспертизы»). «Она зарабатывает деньги самостоятельно, это ее уставная деятельность, и тем самым мы закладываем уже независимую от бюджетных инвестиций постоянную систему мониторинга сметных нормативов»,— подчеркивает господин Мень.

В самой «Главгосэкспертизе» готовятся не только к объединению, но и к росту числа возможных претензий по поводу неправильно рассчитанных смет. Глава ФАУ Игорь Манылов рассказал «Ъ», что с сентября 2016 года подача и рассмотрение проектной документации в «Главгосэкспертизе» в электронной форме становятся обязательными: сначала для проектов с финансированием из федерального бюджета, а со следующего года для всех проектов капстроительства, что увеличит публичность работы учреждения. «Новая система способна в корне изменить ситуацию в отрасли и должна быть еще более прозрачной, четкой и гарантированной»,— заявляет он. «Однако мы не можем перекладывать наши профессиональные риски на бюджет, поэтому будем создавать резервный фонд, который должен служить обеспечением экспертных рисков,— такой подход позволит перевести вопрос о потенциальной ответственности экспертов в правовое цивилизованное поле»,— говорит господин Манылов.

Источник: «Коммерсантъ»

 

Темы: , ,


Обсудить на форуме