В пятницу, 27 июля, в здании Администрации Санкт-Петербурга прошло заседание Президиума Коллегии Минрегиона. Основной блок вопросов мероприятия был посвящен развитию промышленности строительных материалов и индустриального домостроения. Обсуждались, в частности, основные направления поставок и региональные проблемы промышленности строительных материалов, современные технологии строительства и пути их внедрения, комплекс мер по созданию в отдаленных регионах России кластеров по производству основных строительных материалов.
В рамках заседания также был рассмотрен вопрос подготовки кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В заключительной части Коллегии обсуждался ход реализации Указа президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и Послания президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. в субъектах Северо-Западного федерального округа, передает корреспондент СРОпортала.
Стройки века
Значимость этого заседания Президиума Коллегии Минрегиона не стоит переоценивать. Несмотря на то, что на него съехалась «верхушка» Минрегиона и Госстроя, а также руководители крупных общественных объединений строительного комплекса и представители бизнеса, скорых результатов по итогам Коллегии ожидать не приходится. Однако мероприятие все-таки прояснило некоторые вещи. Прежде всего, финансовые проблемы Минрегиона. Средства на развитие промышленности строительных материалов нужны огромные и вкладывать их предстоит в достаточно короткие сроки, чтобы получить эффект в ближайшие два-три года.
Такой почти мгновенный эффект нужен, чтобы к 2020 году стройкомплекс мог возводить 1 кв. м жилой площади на человека в год. Пока что этот показатель в наиболее успешных регионах, таких как Подмосковье, Краснодарский край и Белгородская область держится на уровне 0,8-0,9 кв. м на человека в год. А в среднем по стране на уровне 0,45 кв. м на человека в год. Строить больше пока просто не из чего – выпуск основных строительных материалов невелик. По словам вице-президента РСС Сергея Кучихина, только коренная модернизация отечественного стройкомплекса позволит выпускать в 2,5 раза больше необходимых строительных материалов.
Но встает вопрос – откуда взять деньги на эту самую модернизацию? Кроме того, в России нужно построить еще несколько десятков новых производств, прежде всего, в Сибири и на Дальнем Востоке, куда большинство стройматериалов заводится с европейской территории России, что увеличивает их стоимость на 18-100%.
Решить эту проблему Минрегион надеется за счет специальной федеральной целевой программы. «В настоящий момент готово техническое задание на разработку федеральной целевой программы (ФЦП) развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на 2014-2019 годы. Думаю, до конца года мы эту программу разработаем. А дальше все будет зависеть от Правительства РФ – когда ее примут, и на какой срок, в итоге, она будет рассчитана», — сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев во время заседания Президиума Коллегии Минрегиона РФ.
Финансовый вопрос
Однако из каких источников будут финансироваться мероприятия в рамках ФЦП? Даже сами инициаторы программы пока не пришли к единому мнению. Так Игорь Слюняев уверен, что финансировать новую ФЦП вполне возможно за счет нескольких уже действующих федеральных программ. «Финансовые источники для реформирования промышленности стройматериалов у нас есть. Это, прежде всего, федеральные целевые программы, такие как подготовка к чемпионату мира 2018 года, создание Московской кольцевой дороги, скоростной железной дороги Москва-Казань, мостового перехода через реку Лена и т.д. Если хотя бы одну десятую часть средств от этих программ мы будем направлять на модернизацию промышленности стройматериалов, то через несколько лет мы получим совсем другую промышленность стройматериалов. Так что источники финансирования есть, их надо только правильно направить», — отметил министр, выступая на Коллегии в Петербурге.
Реакции от других членов Правительства РФ насчет такого предполагаемого перераспределения федеральных денег пока нет.
В тоже время заместитель министра Сергей Вахруков полагает, что искать деньги нужно в другом направлении. По его словам, в данный момент рассматриваются возможности привлечения денег населения (облигационные займы), а также средств саморегулируемых организаций и бизнеса.
В рамках каких программ или соглашений могут привлекаться средства саморегулируемых организаций строительного комплекса, замминистра не уточнил, но очевидно, что речь может вестись только о двух вариантах: либо разработка специальных программ под эгидой НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ, в рамках которых члены саморегулируемых организаций будут отчислять специальные целевые взносы на развитие промышленности стройматериалов, либо внесение изменений в законодательство, которые позволят пустить на эти цели средства компенсационных фондов.
Очевидно, что оба варианта членам СРО вряд ли придутся по душе, но из двух зол меньшим будет первое, если вспомнить, как настойчиво Нацобъединения сейчас призывают не трогать средства компенсационных фондов в связи со вступлением в силу 1 июля статьи 60 Градостроительного кодекса РФ.
В поисках «частных» денег
В тоже время Российский союз строителей предлагает искать выход из ситуации в рыночной плоскости, за счет облегчения доступа инвесторов к заемным средствам. Решением может стать проектное финансирование, о котором уже не первый год говорят экономисты применительно к самым разным отраслям экономики. «Строительство новых предприятий должно вестись в рамках проектного финансирования, как во всем мире. 10% — собственные средства инвестора, остальное – средства банка. Нужно развивать это направление. Для этого Минфину нужно разработать концепцию развития проектного финансирования в России. Мы готовы ему с этим помогать», — сообщил Сергей Кучихин, выступая на Коллегии Минрегиона.
Последний вариант, вероятно, был бы наиболее предпочтительным и потребовал бы минимальной государственной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитам инвесторов, льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество, помощи в оформлении документов на строительство и т.д. Однако пока что в России не принят даже федеральный закон о проектном финансировании. В результате, проектное финансирование, активно применяемое за рубежом, в российской практике используется пока недостаточно, и работают с этим инструментом лишь крупные банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Росбанк. Причин тому несколько. К ним относится, прежде всего, упрощенное понимание термина «проектное финансирование» в нашей стране. Другая немаловажная причина — отсутствие необходимой законодательной базы проектного финансирования, без чего невозможно применение международных стандартов ответственного финансирования. Еще одна «загвоздка» — недостаточное развитие и емкость российского фондового рынка и применения проектных ценных бумаг. Отсутствие у банков возможности формировать «длинные» обязательства и ограниченность спектра финансовых инструментов, используемых для финансирования инвестиционных проектов – другие проблемы, которые отечественной банковской системе вместе с Правительством и Госдумой пока еще только предстоит устранить.
Таким образом, направления развития промышленности строительных материалов в России определены, но вот за счет каких средств будет финансироваться «перевооружение» пока не ясно.
Обсудить на форуме