На очередном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам определения соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию, было рассмотрено два главных вопроса – о разработке формы энергетического паспорта здания и о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ. Сообщение об этом опубликовано на сайте НОЭ.
Выступающие отметили, что существующая законодательная и нормативно-правовая база содержат коллизии, позволяющие осуществлять капитальный ремонт многоквартирных домов без повышения их показателей энергетической эффективности. В отсутствии обязательных требований чрезвычайно сложно вести диалог с представителями региональных властей, не предусмотревшими в областных программах затрат на повышение энергоэффективности многоквартирных домов при выполнении капитального ремонта. Очевидно, это снижает общеэкономическую эффективность инвестиций из региональных фондов, становится залогом последующего расточительного использования энергии и средств на ее оплату, на десятилетия отодвигает шансы жилого фонда на снижение энергоемкости, делает жителей заложниками такого решения на годы вперед, снижая их благосостояние.
В связи с этим было предложено внести в 1-ю часть Жилищного кодекса РФ дополнительный пункт об обязательном проведении энергетического обследования многоквартирных домов до и после их капитального ремонта. При этом специалист, на которого будет возложено энергетическое обследование здания, должен будет составить энергетический паспорт и предоставить подробный отчет с целью выявления соответствия выполненных работ по капитальному ремонту требованиям законодательства об энергетической эффективности.
Данное предложение решено направить письмом в Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ с просьбой о включении обозначенного вопроса в план работы на 2015 год.
Второй вопрос повестки дня вызвал среди участников встречи продолжительную дискуссию: на основании каких показателей определять соответствие зданий требованиям энергетической эффективности и присваивать класс энергетической эффективности многоквартирным домам? Одна часть рабочей группы настаивала на том, что соответствие требованиям энергоэффективности и определение класса энергетической эффективности необходимо определять на основании проектной документации. Другие участники совещания утверждали, что данный подход противоречит Градостроительному кодексу РФ, которым установлено, что документы о соответствии объекта капитального строительства требованиям энергетической эффективности должны содержать информацию о нормативных значениях показателей энергетической эффективности объекта капитального строительства и о фактических значениях, определенных в ходе обследования в отношении конкретного объекта строительства. Эта информация не может быть получена из проектной документации, а должна быть определена по результатам проведенных натурных испытаний объекта строительства.
Исходя из этого, сделали вывод: информация, позволяющая достоверно определить соответствие объекта строительства требованиям энергетической эффективности и установить класс энергоэффективности многоквартирного дома, должна содержаться в энергетическом паспорте объекта капитального строительства, составленном по результатам его инструментальных обследований. Чтобы не возникало расхождений фактических показателей с расчетными, заложенными в проекте, необходимо на всех стадиях строительства осуществлять обязательный инструментальный контроль. Полученные в результате контроля данные также должны заноситься в энергетический паспорт здания.
В первый год эксплуатации класс энергетической эффективности многоквартирного дома должен быть подтвержден исходя из реального уровня энергопотребления, рассчитанного на основании показаний приборов учета энергетических ресурсов, и эти значения также должны заноситься в энергетический паспорт объекта строительства.
Участниками совещания было отмечено, что согласно СП 50.13330.2012, срок, в течение которого выполнение требований энергетической эффективности обеспечиваются застройщиком, должен составлять не менее пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Для многоквартирных домов высокого и очень высокого класса энергосбережения (по классу В и А) выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком в течение первых десяти лет эксплуатации. При этом во всех случаях на застройщике лежит обязанность проведения обязательного расчетно-инструментального контроля энергетических показателей не только при вводе дома в эксплуатацию, но и в процессе эксплуатации, подтверждая их с периодичностью не реже, чем один раз в пять лет. Все результаты контрольных измерений, полученные в процессе эксплуатации объекта, также должны заноситься в энергетический паспорт, сопровождающий объект капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла.
Члены рабочей группы согласились с необходимостью разработки единого энергетического паспорта, а также закрепления нормативными актами механизма и порядка осуществления проверки зданий на соответствие их требованиям энергетической эффективности и присвоения им соответствующего класса. В этих документах нужно определить, какие показатели должны заполняться на основании проектной документации, а какие – на основании результатов инструментального обследования объекта. Необходима также и единая, официально признанная методика проведения натурных испытаний объектов строительства.
Ещё одного вопроса коснулись на совещании – разработки Свода правил «Тепловые характеристики зданий – методы расчета и нормативные показатели», которой совместно с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом занимается рабочая группа по применению инновационных материалов в строительной сфере и дорожной инфраструктуре «Деловой России». Принятие нового Свода правил позволит использовать в практике проектирования международные методы расчета и нормативные показатели энергоэффективности, гармонизированные с международными стандартами.
Участники рабочей группы поддержали разработку нового Свода правил и решили направить ходатайство в адрес Минстроя России о включении его в план работы министерства на 2015 год.