Региональный принцип формирования саморегулируемых организаций строительной сферы, закреплённый 372-м федеральным законом, дал толчок развитию рынка СРО, на котором последние стали предметом купли-продажи, констатирует заместитель исполнительного директора Межрегионального объединения строительных компаний Павел Лушин.
Конечно, саморегулируемыми организациями торговали и до вступления в силу 372-ФЗ, но без такого размаха, делится наблюдениями Павел Анатольевич на сайте Общественного совета по развитию саморегулирования. По самым скромным оценкам, совокупный объём современного рынка СРО составляет 2 млрд рублей наличными, утверждает эксперт.
«С вступлением в силу 372-ФЗ межрегиональные группы, которые ранее концентрировались в своем регионе, где им было проще решать вопросы со всевозможными контролирующими органами и регулятором, оказались в ситуации, в которой они могли лишиться до 90% от общего числа своих членов и довольно значительной части компенсационных фондов. Единственным выходом, в условиях невозможности зарегистрировать новую СРО или выделить новую СРО из состава существующей без утраты статуса, стала покупка действующей саморегулируемой организации, причем зарегистрированной в любом регионе. Это породило спрос, - делится Павел Лушин своими соображениями. — С другой стороны, более 40% от общего числа СРО полностью или частично утратили свои компфонды, причем далеко не всегда по причине отзыва лицензий у банков, в которых они хранились. У руководства и бенефициаров таких СРО в преддверии 01.11.2016 – дня, когда, по идее законодателей, вся правда о компфондах должна была обнажиться, – возникло стойкое желание обрубить все концы. И это создало предложение».
Ещё две приметы времени выделяет Лушин в связи с региональным принципом реформы СРО: миграцию СРО из мегаполисов в регионы и укрупнение организаций на уровне субъектов РФ. Последнее, по мнению эксперта, вытекает из желания регионалов сохранить свою «местно-царьковую манеру» руководства строительной сферой и стремление региональных властей получить контроль над СРО и их финансовыми потоками.
«Сейчас мы можем вживую наблюдать первые попытки объединения СРО по инициативе властей и заинтересованных представителей крупного бизнеса на примере Воронежской области, — говорит Павел Лушин. — Наверняка подобные попытки будут предприняты и в других регионах, поскольку изменения, внесённые в 191-ФЗ, позволяют саморегулируемым организациям реорганизовываться без утраты статуса в форме присоединения до 1 марта 2017 года».
Данные тенденции, считает он, являются явной недоработкой законодателей. Но из-за них в отрасли непременно произойдут изменения, причём не факт, что положительные.