Как сообщает пресс-служба Национального объединения изыскателей, на заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству советник президента по градостроительной деятельности НОИЗ Валерий Беляев подчеркнул, что принятый 10 лет назад Градостроительный кодекс РФ изначально содержал ряд пробелов и коллизий, что потребовало внесения в него многочисленных правок, которые иногда не улучшали, а, напротив, ухудшали ситуацию.
По мнению эксперта, во многом эти изначальные и приобретенные пробелы касались градостроительной безопасности и роли инженерных изысканий. Советник президента НОИЗ привел конкретные примеры таких правок. В частности, подчеркнул он, в ГрК РФ продекларирован принцип устойчивого (безопасного и комфортного) развития территорий. Очевидно, что градостроительная безопасность закладывается с уровня территориального плана. Но в 41-ФЗ, принятом в 2011 году, упразднили («для упрощения процедуры») возможность принятия планировочного технического регламента, госэкспертизу документов территориального плана и конкретику проведения инженерных изысканий для данного уровня. Таким образом, была усилена внутренняя коллизия с п.15 ст.1 ГрК РФ (в то же время для планировки территорий пробел ГрК РФ в части изысканий сохранился), а, главное, посредством этого снижен уровень безопасности планировочных решений.
Валерий Беляев в этой связи отметил, что необходимо дополнение ГрК РФ в части инженерных изысканий. Он напомнил, что для уровня территориального планирования соответствующий проект ФЗ, разработанный НОИЗ, был одобрен Экспертным советом в 2012 году, для уровня планировки территорий — проект ФЗ, разработанный Минрегионом с участием НОИЗ, должен быть внесен Правительством РФ в Госдуму в апреле 2015. В дальнейшем, для целостного регулирования градостроительных отношений в части инженерных изысканий целесообразно ориентироваться на включение в ГрК РФ специальной статьи.
Говоря об общей оценке эффективности ГрК РФ, он подчеркнул, что за 10 лет было внесено более 70 поправок, но среди них было мало системных, кроме того, эти поправки не всегда соответствовали концепции Кодекса (нивелирование роли «правового» зонирования, полномочий местного самоуправления). Ряд градостроителей и юристов, включая отдельных специалистов НОСТРОЙ и даже Минстроя в последнее время стали говорить о начале кризисной ситуации в регулировании градотношений с призывом к введению моратория на такое развитие ГрК РФ, что показательно, но вряд ли реально. Выход в другом – найти и устранить причину такого развития Кодекса.
На наш взгляд, сказал советник президента НОИЗ, такой причиной концептуально-структурного характера может быть размытый, неоправданно широкий спектр регулируемых отношений (от уровня СТП РФ до эксплуатации конкретного построенного объекта), продолжающаяся конкуренция с Земельным кодексом РФ. Есть и причина организационно-управленческого характера – отсутствие должной координации политики и действий Минрегиона (ныне Минстроя), а также Минэкономики и других ведомств (напр. Минюста, Минприроды и др.).