28 июня 2010 г. Комиссия Общественной Палаты (ОП) РФ по региональному развитию и местному самоуправлению провела общественные слушания на тему "К чему приведут изменения Градостроительного кодекса?". В слушаниях приняли участие: председатель Комитета Госдумы РФ по собственности Виктор Плескачевский, президент НОСТРОЙ Ефим Басин, вице-президент НОП Виктор Опекунов, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, президент Всероссийского Союза страховщиков Андрей Кигим, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза, а также представители компаний, саморегулируемых организаций (СРО) и национальных объединений СРО строительного комплекса.
Участники слушаний обсудили редакцию законопроекта №252540-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятую ГосДумой РФ 19 мая в первом чтении. Фактическим поводом для этого обсуждения стало опубликованное 23 июня в СМИ заключение Президента РФ на этот законопроект.
Открыл слушания заместитель председателя Комиссии ОП РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Глеб Фетисов, напомнивший собравшимся, что изначально идея саморегулирования заключалась в том, чтобы помочь "уйти от беспредела чиновников, прийти к эффективному контролю и убрать коррупционную ренту из структуры издержек строительного процесса, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы строить надежно и дешево". Но на практике, цитирует Г.Фетисова ИА Rway, "очередную плодотворную задумку удалось основательно выхолостить". "Сегодня под прикрытием лозунгов саморегулирования предпринимается попытка выстраивания централизованной системы тотального контроля, подминающей под себя всю строительную отрасль", — заявил в заключение член ОП РФ, пояснив, что имеет в виду положения законопроекта о наделении национальных объединений "беспрецедентными", по его мнению, правами по контролю и надзору за деятельностью СРО.
Отвечая на обвинения о "чрезмерном" наделении нацобъединений контрольными полномочиями, президент НОСТРОя Ефим Басин пояснил, что в последней редакции законопроекта эти полномочия прописаны крайне ограниченными и фактически лишь предоставляют нацобъединениям возможность пожаловаться, но уже на законных основаниях, в Ростехнадзор на СРО, не исполняющие элементарных требований законодательства о саморегулировании, которое обязывает все СРО быть по целому ряду статей их деятельности информационно прозрачными. Затронув проблему легитимности нацобъединений, поднятую некоторыми участниками слушаний, в частности, В.Плескачевским и Н.Кошманом, Е.Басин проинформировал собравшихся о том, что реальная легитимность, в частности, НОСТРОя подтверждается уже тем фактом, что на сегодняшний день более 81% всех зарегистрированных строительных СРО являются членами НОСТРОя.
С одной стороны, Ростехнадзор де-факто игнорирует заявления Нацобъединений и коллективные обращения СРО, с просьбами разобраться с недобросовестными СРО, и работа по «зачистке рядов» не ведется. С другой стороны разрешать Нацобъединениям отзывать СРО из государственного реестра и «национализировать» компенсационные фонды тоже выглядит перебором.
По итогам слушаний вице-президент НОП Виктор Опекунов считает: «что вероятнее всего …полномочия <нацобъединений> реализуются лишь в праве нацобъединений обращаться в орган надзора за деятельностью СРО (ныне это Ростехнадзор) с мотивированным предложением об исключении в установленном порядке сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях нарушения СРО положений Градостроительного Кодекса РФ в части формирования и сохранности средств компенсационного фонда, соблюдения установленных требований при выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и требований к обеспечению СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов». При этом законопроект пропишет повышение ответственности Ростехнадзора за своевременное рассмотрение обращений национальных объединений и введение обязательности оперативного информирования национальных объединений о принятых решениях по результатам этих обращений.
В резолюции общественных слушаний говорится, что совмещение в руках национальных объединений функций контроля, инициирования исключения саморегулиреумой организации из государственного реестра и изъятия компенсационных фондов дискредитирует систему саморегулирования. Кроме того, законопроект ставит чрезмерные барьеры для малых и средних строительных компаний, что ведет к ослаблению конкуренции на строительном рынке. Этим компаниям будет фактически недоступна роль генерального подрядчика.
Для проведения экспертизы законопроекта в Общественной палате будет создана рабочая группа.
при копировании и использовании материалов SROportal.ru интерактивная ссылка на источник обязательна