Комиссия в сфере градостроительной деятельности и архитектуры Общественного совета, действующего при Минстрое России, поддержала предложения НОСТРОЙ по совершенствованию существующего законодательства о комплексном развитии территорий и приаэродромных территориях, ставших существенным препятствием для масштабного городского развития.
В минувший вторник на заседании комиссии предложения НОСТРОЙ озвучил исполнительный директор нацобъединения Виктор Прядеин. По его словам, принятый в июне 191-ФЗ хоть и снял ряд вопросов с ограничением строительства вблизи аэродромов, однако часть проблем всё же осталась. Проблемы связаны с седьмой подзоной ПАТ, где, как считают в НОСТРОЙ, законодательно необходимо закрепить приоритет интересов городского развития над интересами аэродромов с учётом задач нацпроекта «Жильё и городская среда», иначе достигнуть намеченных в нём показателей в крупных городах России окажется невозможно.
Что предлагают в нацобъединении? Во-первых, наделить субъекты РФ правом самостоятельно готовить проекты 7-й подзоны и утверждать такую подзону отдельно от других подзон ПАТ. Установить для 7-й подзоны иное правовое регулирование: заменить её на отдельную зону с особыми условиями, определить исчерпывающий перечень запрещённых к строительству объектов, установить требования к разработчикам проектов подзоны и назначить экспертный орган для оценки корректности её определения как с позиций санитарных требований, так и с точки зрения градостроительства. Также НОСТРОЙ считает необходимым актуализировать действующие санитарные правила и нормативно-технические документы в сторону смягчения требований по шуму с учетом возможностей применения шумозащиты.
Есть у НОСТРОЙ предложения и по другим подзонам ПАТ, реализация их зависит от консенсуса между Минстроем, Росавиацией и Роспотребнадзором.
Также Виктор Прядеин обозначил проблемные моменты единого механизма КРТ, введённого 494-ФЗ. Среди них — отсутствие порядка определения необходимого объёма работ в опыте строительства претендентов на участие в проектах КРТ. Это может спровоцировать возникновение споров между инвесторами и органами власти, считают в НОСТРОЙ и предлагают подготовить методические рекомендации для организаторов торгов, а также снизить или вовсе отменить требования к опыту для мелких и средних застройщиков, низкомаржинальных проектов и проектов ИЖС.
Кроме того, в НОСТРОЙ выступают против одностороннего расторжения договоров КРТ в случае неисполнения инвестором своих обязательств по строительству. Это чрезмерная мера, считают в национальном объединении, потому как любая задержка при реализации проекта может быть расценена заказчиком как нарушение договора. Такие договоры, считают в НОСТРОЙ, расторгать следует исключительно в судебном порядке.
Большую проблему видят ностроевцы в комплексном развитии территорий, занятых аварийными и ветхими индивидуальными жилыми домами. Такие территории под принятый закон не подпадают, потому как он требует наличие в застройке хотя бы одного многоквартирного дома. В НОСТРОЙ считают, что это несправедливо, и что в проекты КРТ следует включать территории вне зависимости от наличия многоквартирных домов.
Члены комиссии поддержали озвученные предложения. Замдиректора министерского департамента комплексного развития территорий Максим Галь сообщил, что Минстрой уже принял их во внимание, а часть (ту, что касается ПАТ) направил в качестве дополнений к законопроектам, работу над которыми ведут отраслевые органы исполнительной власти.
Председатель комиссии Татьяна Тихонова, в свою очередь, резюмировала: «Скорейшее принятие предложений НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства в сфере ПАТ и КРТ позволит обеспечить максимальную эффективность и прозрачность реализации инвестиционно-строительных проектов».