Система технического регулирования в строительстве, действительно, требует изменений, но это совсем не значит, что существующие сегодня нормы и правила нужно скопом отправить на свалку, считает президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. По его мнению, критика Владимиром Путиным «СНиПов-хрипов», тормозящих строительство социально-значимых объектов, вовсе не значит, что они действительно не нужны. Свою позицию глава союза изложил в комментарии Агентству новостей «Строительный бизнес».
- Во-первых, по поводу реплики президента России о «СНиПах-хрипах»: нужно понимать, что это сказано на эмоциональной волне, а в целом президент за 20 лет много раз высказывался на эту тему и никогда не относился к СНиПам пренебрежительно – начиная от истории с «ТРАНСВААЛЬ-парком» и заканчивая пожаром в «Зимней вишне». Я помню, как на совещаниях он говорил о неукоснительном соблюдении строительных норм, возмущался тем, что соответствующие проекты имели недостатки или не проходили госэкспертизу. Строительные нормы и правила существовали во все времена, тысячи лет, и нам без них работать невозможно. Поэтому не нужно воспринимать эту фразу так, что президент хочет разрушить систему технического регулирования в строительстве.
Что касается СНиПов: хочу напомнить, что в советское время было около 300 базовых строительных норм и правил. Сейчас в соответствии с законом «О техническом регулировании» в строительстве есть базовый Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и Своды правил, которые утверждают и Минстрой, и МЧС, и Росприроднадзор, и другие ведомства. Эти Своды правил по своей структуре не что иное, как актуализированная редакция СНиПов. Последние изменения в СНиПах были сделаны в 2004 году, а потом на 10 лет эта работа была полностью остановлена. И только с конца 2014 года министр Михаил Мень и Минстрой России получили государственное задание по актуализации Сводов правил, после чего с 1 января 2015 года эта работа началась и идет весьма активно.
Конечно, при всех претензиях и недостатках, был выполнен очень большой объем работ, актуализированы или разработаны сотни документов. Есть план актуализации нормативных технических документов на 2020 год, и он весьма значительный. Проблема в том, что Своды правил (СП) делятся на СП обязательного и добровольного применения. И, действительно, перечень обязательных сводов правил в рамках постановления правительства России №1521 очень давно не обновлялся. Кроме того, существует перечень Сводов правил и национальных стандартов, которые применяются на добровольной основе, но если в контракте есть приложение с перечнем необходимых СП и ГОСТов, они для этого контракта становятся обязательными.
То, что перечень обязательных СП не обновляется, это, конечно, вина Минстроя России, потому что за последние годы несколько проектов обновленного постановления 1521 с обновленным перечнем СП готовилось, но до конца не доводилось. Скорее всего, это связано с проблемами при прохождении документа через аппарат правительства России. Насколько я знаю, сейчас опять подготовлен обновленный перечень обязательных Сводов правил, он находится на рассмотрении в правительстве России, и будем надеяться, что он будет принят. Очевидно, что вся эта процедура существенно тормозит обновление перечня обязательных СП, и я согласен, что этот перечень не нужно утверждать правительственным постановлением, достаточно приказа Минстроя России.
Но я хочу напомнить, что еще летом 2017 года были подготовлены поправки в Градостроительный кодекс, где была прописана новая структура нормативно-технической базы в строительстве. Вокруг этих поправок развернулись очень серьезные дебаты. Минстрой России предлагал, чтобы между Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» и Сводами правил и национальными стандартами добровольного применения появилось еще одно звено – строительные нормы, которые будут обязательны для применения. Туда войдут те СП или части СП, которые сейчас поименованы в перечне правительства России, при этом строительные нормы, вне зависимости от того, какое ведомство их разработало, утверждает Минстрой России. Конечно, это вызвало негативную реакцию у других федеральных ведомств, потому что это фактически означает поделиться властью и влиянием.
На самом деле, если бы такая структура нормативной базы была принята, то отпала бы необходимость выпускать и обновлять постановление правительства России с перечнем обязательных СП. В этом есть рациональное зерно, но эта история тянется уже почти три года и, в первую очередь, из-за позиции других ведомств. Видимо, Минстрою России пока не хватает сил и влияния провести свои предложения через правительство.
Поэтому, подводя итог, хочу сказать, что ситуацию драматизировать не стоит, тем более, что реплика президента Владимира Путина не касалась в целом строительства, она возникла из-за того, что Минбороны похвасталось, как оно умеет быстро и оперативно строить госпитали. Но не дай бог в этих госпиталях что-то случится, что-то загорится или обрушится — тогда мы снова вспомним и о сводах правил, и о строительных нормах, о техрегламентах, и разговор будет идти совсем в другом ключе.
Источник: АНСБ
Обсудить на форуме