По мнению заместителя председателя Комитета по освоению подземного пространства Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Сергея Алпатова, с годами подземное строительство становится дешевле и безопаснее. Такое мнение эксперт высказал в беседе с корреспондентом СРОпортала.
«Я не владею цифрами, но точно знаю, что раньше наклонный ход метрополитена полгода-год только «оббуривали», потом на полгода-год его замораживали и потом еще примерно полгода его строили. Сегодня все это делается намного быстрее. Проходка наклонного хода занимает всего два месяца. При этом качество работ великолепное, течей там нет, никаких специальных методов применять не надо. В моем понимании, подземное строительство стало стоить дешевле. Дешевле даже просто за счет того, что работы ведутся быстрее, чем раньше. Это значит, что строительная компания привлекает рабочих на этот проект не на полтора года, а всего на два месяца. Зарплата, отопление, освещение помещений, работа техники – это все эксплуатационные расходы, которые снижаются по мере уменьшения сроков выполнения проекта», — рассказал Сергей Алпатов.
Кроме того, подземное строительство позволяет получить дополнительные экономические выгоды, которые тоже должны учитываться при расчете срока окупаемости проекта, считает представитель НОСТРОЙ.
«При планировании объектов подземного пространства часто забывают, что нужно считать сопутствующую экономию от переноса объектов под землю: брать в расчет стоимость освободившегося земельного участка на поверхности, экономию за счет энергоэффективности подземных сооружений и т.д. Надо считать экономию на эксплуатации хотя бы на десять лет вперед, чтобы получить реальную цену проекта, — отмечает эксперт. — Поэтому заблуждение думать, что подземное строительство в разы дороже, чем надземное. Мировой опыт говорит, что оно дороже лишь на 30%, а отдача от подземных парковок, подземных торговых центров и так далее очень высокая».
Полную версию интервью с Сергеем Алпатовым читайте в разделе «Публикации».