Сергей Алпатов: Власти начинают прислушиваться к подземным строителям | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 21/08/2013

Сергей Алпатов: Власти начинают прислушиваться к подземным строителям

Без комплексного освоения подземного пространства развитие современных городов уже невозможно, считает генеральный директор СРО НП «Объединение подземных строителей», заместитель председателя Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, президент Российского общества бестраншейных технологий Сергей Алпатов. О разработке единой геологической карты Санкт-Петербурга, отсутствии профильного законодательства, а также о том, какой российский город успешнее всего осваивает подземное пространство, эксперт рассказал корреспонденту СРОпортала.

- Сергей Николаевич, Вы не раз отмечали на различных мероприятиях, что основная проблема в освоении подземного пространства в нашей стране – отсутствие концепции комплексного развития подземного пространства городов. Услышали ли Вас городские и федеральные власти?

- На федеральном уровне этой проблеме по-прежнему уделяют мало внимания. Но на уровне Правительства Санкт-Петербурга движение есть. К нам начинают обращаться представители профильных комитетов администрации города, задавать нам вопросы, привлекать к обсуждениям проблем градостроительного планирования, реновации исторического центра города. Мы, как некоммерческое партнерство, в силах привлечь к таким обсуждениям компетентных специалистов из разных областей.

Например, недавно мы начали работу по составлению Единой геологической карты Санкт-Петербурга. Но дело пока движется медленно. Не хватает, прежде всего, доброй воли руководителей города, их внимания к проблеме. Хочу подчеркнуть – в данном случае не все зависит от денег. Первое, что нужно сделать — разработать техническое задание, а это может только город. Также Смольный должен выбрать исполнителей для этой работы (при том, что желающие есть, и они готовы во многом софинансировать этот проект).

Кроме того, в полномочия города входит контроль за застройкой подземного пространства, чтобы она не была хаотичной. Застройка должна вестись в рамках плана, чтобы в будущем какие-то подземные объекты не мешали строительству метро, пересадочных узлов, дорожных тоннелей и т.д. И сейчас с нашей саморегулируемой организацией начинают консультироваться по таким вопросам, спрашивать наше мнение.

Кстати, в Москве ситуация с планированием подземного пространства обстоит гораздо лучше, чем в Петербурге. Там уже понимают, что без комплексного освоения подземного пространства такому мегаполису не обойтись. «Хребтом» освоения подземного пространства должно стать метро. Но параллельно со строительством метро должны строиться транспортно-пересадочные узлы, метро нужно интегрировать в железнодорожную сеть и т.д. И это как раз сейчас и делается в столице. Успешные примеры такой интеграции есть и в других странах. Например, в Шанхае есть ТПУ, в котором в одном месте встречаются семь видов транспорта. Ты можешь приехать на метро, пересесть в машину, автобус, пойти пешком, сесть на поезд и т.д.

- Почему, если проблема настолько важна, об освоении подземного пространства сейчас так мало говорят?

Мы стараемся много общаться с прессой, рассказывать о проблематике. Но сегодня нас публикуют, в основном, специализированные издания. А это все равно, что рассказывать своим коллегам то, что они и так знают. Мы хотим, чтобы о наших достижениях и проблемах знала широкая общественность, тогда и внимания к освоению подземного пространства будет больше. Но, поскольку власти уделяют этим вопросам мало внимания, то и журналистам это неинтересно.

Во всем мире внимание властей и прессы помогает решать проблемы, возникающие при строительстве подземных объектов. Например, сформировать общественное мнение, объяснить людям, что подземное строительство – будущее, и без него современным городам уже не обойтись. И что трудности, связанные со строительством того или иного объекта – временные, и затем жители окрестных районов от него только выиграют.

Еще одна проблема – отсутствие долгосрочного планирования подземного строительства на государственном уровне. Сейчас у нас планирование бюджета стало трехлетним. Но все равно, как даже в таких условиях можно планировать освоение подземного пространства на 25 лет вперед, как и должно быть? Для этого надо иметь единую геологическую карту, 3D карту подземных коммуникаций и сооружений, чтобы на основании этого планировать новое строительство. Все эти исследования нужны еще и потому, что, в зависимости от состояния грунтов, в конкретном месте может быть экономически нецелесообразно строить какой-то объект. Это надо учитывать. Например, в Санкт-Петербурге грунты очень непростые, ведь город построен на болоте. В Москве свои проблемы – у них часто встречаются карстовые пустоты. И поэтому надо заниматься подготовительной работой.

- Жители часто выступают против подземного строительства из-за трещин, которые возникают на их домах, просадок грунтов и т.д. Это происходит от некачественного выполнения работ, или по каким то другим причинам?

- При наличии грамотных проектировщиков и строителей проблем быть не должно. Многие дома в нашем городе трещат просто потому, что они уже старые. Например, на Лиговском проспекте под домами никакое метро не проходит, но здания разваливаются. Это происходит просто потому, что они уже старые, и в них давно не было капремонта. Машины проваливаются под землю также не из-за метро, а из-за разрыва труб и размывов грунта. Да и само метро у нас в Петербурге – одно из самых глубоких в мире — заложено в среднем на глубине 50-60 метров.

Конечно, сложности могут создавать наклонные ходы и галереи, но хочу подчеркнуть, что наши подземные строители и проектировщики обладают всеми современными технологиями. По высшему уровню построены наклонные ходы станций метро «Обводный канал» и «Адмиралтейская». Там использовались механизированные проходные комплексы немецкого производства. Нигде в мире такой технологии еще нет, а у нас она применяется. Кроме того, сейчас почти при любом подземном строительстве проводится очень серьезный мониторинг поведения грунта, осадок зданий, происходят они из-за строительства или нет и т.д. И я могу сказать, что современные технологии практически не дают деформации. И подрядчик сегодня заинтересован в таком мониторинге, чтобы сказать жителям: «господа, у вас дома трещать не по нашей вине». Конечно, нельзя утверждать, что ошибок не бывает. Даже у таких высококлассных подземных строителей как немцы и японцы бывают ошибки. На одной из конференций японцы сообщили нам, что при строительстве одного из тоннелей они допустили ошибку, и исправляли ее 15 лет. Как я сказал, отдельные ошибки могут быть, но мы говорим о тенденции. В целом, подземное строительство может быть безопасным.

- Недостаточное внимание государства к данной теме выливается в нехватку финансирования проектов освоения подземного пространства. На Ваш взгляд, ставку в этой области стоит делать на частные, или все-таки государственные инвестиции?

- Для реализации масштабных проектов сначала нужно выработать государственную политику в области развития городов в целом, и освоения подземного пространства в частности. Безусловно, для этого нужны и масштабные инвестиции. Но их приток тормозится по ряду причин. Прежде всего, из-за отсутствия законодательства в области подземного строительства. У нас есть только закон «О недрах», где говорится, что при строительстве на глубину более 5 метров нужно получать в государственном органе справку, что там нет полезных ископаемых. Даже чтобы забить сваи строителю нужно получить такую справку. Нельзя пока и просто купить участок под землей, чтобы построить там подземную стоянку, и знать, что она твоя. Единой практики решения этого вопроса в России нет. И даже в мире нет единой практики решения этой проблемы. Поэтому в России инвестиции в подземное строительство пока не идут. Хотя есть и положительные примеры: строительство ветки метро в Москве, ведущей к выставочному комплексу «Крокус экспо», в частности, станции метро «Мякинино». Это строительство софинансировал владелец «Крокус экспо». И капитализация комплекса после этого резко выросла. Так что заинтересованные инвесторы есть, правда пока мы говорим, в основном, о российских инвесторах. На мой взгляд, наиболее прогрессивная форма взаимодействия государства и инвесторов при реализации таких проектов – это государственно-частное партнерство. В рамках ГЧП форм взаимодействия инвесторов и властей много, но ни одна из них еще не проработана законодательно с точки зрения освоения именно подземного пространства. По крайней мере, мы о таких разработках не знаем.

- Готов ли НОСТРОЙ сам разработать закон об освоении подземного пространства?

- Нет, мы к этому не готовы. Для этого нужно, во-первых, финансирование, а, во-вторых, привлечение очень широкого круга экспертов. Это колоссальная работа! Мы можем участвовать в процессе разработки соответствующего законопроекта, как мы участвуем в разработке нормативно-технической базы. Мы сейчас активно пытаемся привлечь внимание властей к необходимости разработки данного законопроекта. Мы пишем письма в Государственную думу, Правительство, чуть ли не президенту, проводим конференции на эту тему, принимаем резолюции и т.д. Как общественная организация мы делаем все возможное, но без государства мы ничего сделать не сможем. Инициатива должна исходить от него.

- Почему, на Ваш взгляд, на государственном уровне это проблема не поднята?

- Вопрос очень сложный. Но, думаю, потому, что последнее время у нас в стране очень редко спрашивали профессионалов. У нас менеджеры в последние годы стали важнее инженеров. Например, в том же Китае государство прислушивается к мнению профессионалов – представителей профильной Ассоциации — и учитывает их рекомендации при разработке проектов. У нас такого пока нет.

- Как вы считаете, технологии подземного строительства будут становиться дешевле со временем?

- Безусловно, да. Я не владею цифрами, но точно знаю, что раньше наклонный ход метрополитена полгода-год только «оббуривали», потом на полгода-год его замораживали и потом еще примерно полгода его строили. Сегодня все это делается намного быстрее. Проходка наклонного хода занимает всего два месяца. При этом качество работ великолепное, течей там нет, никаких специальных методов применять не надо. В моем понимании, подземное строительство стало стоить дешевле. Дешевле даже просто за счет того, что работы ведутся быстрее, чем раньше. Это значит, что строительная компания привлекает рабочих на этот проект не на полтора года, а всего на два месяца. Зарплата, отопление, освещение помещений, работа техники – это все эксплуатационные расходы, которые снижаются по мере уменьшения сроков выполнения проекта.

Кроме того, мы сейчас при планировании объектов подземного пространства забываем, что нужно считать сопутствующую экономию от переноса объектов под землю: брать в расчет стоимость освободившегося земельного участка на поверхности, экономию за счет энергоэффективности подземных сооружений и т.д. Надо считать экономию на эксплуатации хотя бы на десять лет вперед, чтобы получить реальную цену проекта.

Поэтому заблуждение думать, что подземное строительство в разы дороже, чем надземное. Это не так. Да, где-то может и в разы. Но в среднем мировой опыт говорит, что оно дороже лишь на 30%, а отдача от подземных парковок, подземных торговых центров и так далее очень высокая.

Кроме того, некоторые проекты в принципе можно воплотить в жизнь только за счет использования подземного пространства. Посмотрите на ту же Мариинку-2. Без освоения подземного пространства под театром его бы не удалось реализовать в том виде, как он задумывался. Парковка в центре города – еще один пример, где уже нельзя обойтись без освоения «подземки». Во всем мире под землю уже давно убираются торговые и офисные центры, фитнес-клубы, не говоря уже о транспортной системе. Например, жители Монреаля и Торонто зимой практически живут под землей. Вы можете на лифте спуститься под землю, в тапочках сходить в бизнес-центр и так же, не выходя на улицу, подняться к себе в квартиру. Еще один пример: как в городе сделать детские площадки, скверы? Надо убрать под землю трансформаторные будки, котельные и т.д. Есть еще одна интересная идея, которую наши грунты позволяют реализовать. Это автоматизированная доставка грузов через подземные тоннели. Прямо от склада в магазин. Это позволит убрать из города почти весь грузопоток. Сейчас такой проект хотят реализовать французы.

- Звучит фантастически…

- Подводные лодки и полеты в космос тоже раньше звучали фантастически, но сейчас это реальность. Надо просто приложить усилия и старания. Конечно, сейчас эти проекты могут быть экономически невыгодными, но с развитием технологий это изменится. И в будущем без таких проектов будет просто не обойтись.

Темы: , ,


Обсудить на форуме