Союз инженеров-сметчиков обвинил Минстрой России в манипулировании сметными нормативами. «Обновлённая» нормативная база, которую на днях анонсировала Главгосэкспертиза, выпущена в ценах двадцатилетней давности, утверждает президент Союза Павел Горячкин.
«Мы давно говорили, что сметно-нормативную базу нужно обновлять, но даже в самых темных мыслях не допускали, что Минстрой России осмелится выпустить федеральные единичные расценки (ФЕР) в ценах двадцатилетней давности – по состоянию на 1 января 2000 года! Вместо реального обновления нам предлагают шестую редакцию одной и той же базы – то есть, уже шесть раз переписываются нормативы 1984 и 1991 годов, — цитирует Горячкина АНСБ. — Да, там с места на место переставляются какие-то цифры, меняются затраты труда и некоторые коды ресурсов, по капле добавляются какие-то нормы и новые технологии, но в целом, по своей сути, форме и содержанию это на 98% переписывание старых советских нормативов с их устаревшими технологическими подходами к строительству, со всей устаревшей техникой и материалами. Шестой раз все переписывается, и шестой раз компании и сметчики должны эту базу покупать (ее цена сейчас составляет 25-30 тысяч рублей)».
По словам Горячкина, его коллеги уже две недели изучают «обновлённые» сборники и отмечают, что к старым системным ошибкам добавились новые, а то, что было добавлено, «касается узкоспециализированных работ, которые перешли сюда либо из базы РЖД, либо из отдельных московских нормативов».
«Возьмем, например, таблицы с нормами по укладке труб разных диаметров. В каждой таблице около 15 норм, разбивка идет по диаметрам трубы. И мы видим, что в первых пяти нормах затраты труда уменьшили на одну и ту же величину, а следующие нормы в этой же таблице оставили без изменений. И таких абсолютно непонятных, бессистемных вариаций в ФСНБ очень много», — отмечает Горячкин.
По информации Главгосэкспертизы, в ФСНБ-2020 актуализировано 38 тысяч норм, — эта цифра годна исключительно для отчета. «Как она получилась? Например, практически в каждой норме в качестве внутрипостроечного транспорта присутствует подъемный кран на автомобильном ходу. В предыдущем варианте норм использовался 10-тонный кран, который сейчас не выпускается, поэтому вместо 10-тонного крана в ФСНБ-2020 внесли 16-тонный кран. И как только прошла эта замена, поменялось огромное количество норм. Была, например, трудоемкость на каком-то очень распространенном процессе 96 человеко-часов, ее поменяли на 94 человека-часа – а это еще тысячи изменений. Так эти 38 000 изменений и набрались», — объясняет президент Союза.
По его словам, инженеры-сметчики попросту высмеяли тех чиновников, которые промахи выдают за победы. «Для кого делаются эти заявления? Для президента? Для премьер-министра? Для отчета? А ведь проблемы каждый год только нарастают, срываются конкурсы и тендеры, потому что заказчики не могут правильно определить стоимость объектов. Как вы думаете, откуда берутся все эти уголовные дела, растраты, хищения при выполнении госзаказа на строительство? Это говорит о том, что ценообразование на стройке доведено до полного абсурда, что мы уже утратили ощущение цены, мы уже не можем ее посчитать», — резюмирует президент Союза инженеров-сметчиков в надежде, что новый замминистра, хорошо знакомый с проблемами ценообразования в строительстве, сможет «хоть как-то навести в этом деле порядок».