В Аналитическом центре при Правительстве РФ предлагают пересмотреть подходы к формированию Рейтинга деловой репутации и Реестра недобросовестных поставщиков.
«Рейтинг деловой репутации – новый эффективный механизм в сфере закупок, который обязательно нужно использовать, но так, чтобы он не конфликтовал с Реестром недобросовестных поставщиков», — подчеркнул в ходе организованной центром видеоконференции «Реестры недобросовестных поставщиков и рейтинг деловой репутации: практика применения и перспективы развития в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ» начальник Управления корпоративных реформ и закупок АЦ Павел Тихомиров.
В центре уверены, что в настоящее время Реестр недобросовестных поставщиков является скорее карательным, чем дисциплинирующим инструментом, а потому требует корректировки.
Около 70% поставщиков попадают в реестр за неисполнение договорных обязательств; около 80% из них – это субъекты малого и среднего предпринимательства по контрактам менее 10 млн руб. При этом субъекты вносятся в реестр лишь по факту неисполнения договора, независимо от обстоятельств. Между тем, договор может быть не исполнен и по вине заказчика – например, по причине недостатков в документах. Поэтому присутствие в РНП не всегда является поводом, чтобы не допускать участника к последующим торгам. По мнению Тихомирова, в ряде случаев внесение в РНП, по крайней мере, не справедливо.
При этом в списках реестра отсутствуют предприниматели, регулярно исполняющие контракты с нарушениями и большим количеством претензионной работы, и доля таких контрагентов «драматически растёт», отметил Тихомиров. Нормализовать ситуацию, по его мнению, позволит рейтинг деловой репутации. Методику формирования такого рейтинга и предложил представитель АЦ на видеоконференции.
По мнению Тихомирова, такой критерий, как уклонение от исполнения контракта, должен перекочевать из Реестра недобросовестных поставщиков в Рейтинг деловой репутации. А в РНП необходимо включить поставку контрафакта и подделку документов.
Участники видеоконференции обсудили предложения, поделились опытом применения различных механизмов в сфере закупок и поддержали необходимость использования рейтинга деловой репутации.