Несмотря на пережитую реформу, саморегулирование в строительстве всё ещё не способно влиять на качественный состав участников рынка. Участие СРО в допуске профессионалов на рынок – хорошо, но мало. Важно, чтобы это действительно были профессионалы, считает замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.
«Мы так и не добились того, чтобы происходила положительная селекция подрядчиков и проектировщиков. Через институт СРО этого пока не происходит, СРО не влияют в достаточной степени на то, чтобы хорошие подрядчики оставались на рынке, а плохие уходили. И инструментов у них таких нет, — рассказал Дмитрий Волков в интервью «Российской газете». — Необходима большая интегрированность СРО в строительство, во взаимодействие с надзором. Если строитель плохо строит, и надзор предъявляет к нему претензии, надо, чтобы СРО могли к таким компаниям предъявлять санкции: либо брать с них повышенные обязательства (т.е. больший объем участия в компенсационных фондах), либо вообще удалять их с рынка».
По словам замминистра, часть подобных инструментов у СРО имеется, но на практике они не применяются – «не отлажены» ни у проектировщиков, ни у строителей.
Вторая важная функция СРО – формирование реестров специалистов. Сегодня в НРС специалисты включаются по формальным характеристикам — стаж, опыт и образование. «То есть, если имеешь строительное образование, 10 лет отработал — ты специалист. А если 9,5 года отработал и у тебя техническое образование — не специалист. Это рождает множество перекосов и совершенно никак не учитывает требования жизни. Сейчас у людей огромная вертикальная мобильность, они переобучаются, переквалифицируются, необязательно получая высшее профильное образование», — отмечает Дмитрий Волков.
По мнению замминистра, нынешний НРС – «серьёзнейшая проблема», и стратегическая задача Минстроя — выстроить систему компетенций и квалификаций в строительной отрасли на базе Национальной системы квалификаций и государственной аттестации по тем специальностям, которые имеют критическое влияние на безопасность. «По экспертам у нас есть государственная аттестация, по этой же аналогии мы планируем аттестовывать главных инженеров и главных архитекторов проектов, главных технологов и главных изыскателей. Чтобы все эти люди допускались к процессу государством, а к допуску прилагалась ответственность за принимаемые решения. Вот сейчас, например, по закону главные инженеры проектов могут вносить изменения в проекты, если не нарушаются установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 3.8 ст. 49) условия. Мы подготовили соответствующий приказ, где говорим, что такой ГИП должен быть по квалификации равен эксперту: должен получить аттестацию по направлению, по которому планирует работать. В дальнейшем мы планируем ввести отдельную аттестацию в Градостроительный кодекс, чтобы навести порядок в системе определения компетентности специалистов».
В настоящее время упомянутый замминистра приказ проходит общественное обсуждение, и по плану Минстроя, будет издан в сентябре. А вот с изменениями Градкодекса в Минстрое не спешат: пока формируют, обсуждают и согласовывают. «Думаю, до конца года с соответствующими законопроектами будем заходить. Сначала нужно выстроить саму систему», — подчеркнул Дмитрий Волков.