В Петербурге обсудили проблемы госзакупок | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 07/03/2013

В Петербурге обсудили проблемы госзакупок

Проблемы системы госзаказа у всех на устах. Решение для многих из них найдется с переходом на Федеральную контрактную систему, однако законопроект в том виде, в каком он подготовлен ко второму чтению, пока не позволяет снять все вопросы. Изменения, которые ожидают государственный заказ в ближайшие годы, эксперты обсудили на круглом столе «Федеральная контрактная система и государственные закупки: новые возможности».

Обсуждать данный вопрос собрались эксперты весьма высокого уровня, что еще раз подчеркивает интерес к теме не только представителей сферы бизнеса, но также чиновников и законодателей. В мероприятии приняли участие президент СРО НП «Центр объединения строителей «Сфера-А» Илья Константинов, начальник инспекции по комплексному контролю и аудиту приобретения товаров, работ и услуг для государственных и общественных нужд Счетной палаты РФ Ольга Анчишкина, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Александр Беляев, генеральный директор ЗАО «ММВБ-ИТ» Евгений Эллинский, эксперт Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Ольховский и другие видные персоны.

Прощание с 94-ФЗ

Тот факт, что система государственного заказа работает неэффективно, не секрет ни для кого из участников рынка. Наиболее очевидно это стало в 2009 году, когда после серии провалов в госзаказе уже никто не брался отрицать, что федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не позволяет системе работать должным образом.

«Тогда стало понятно, что ресурс 94-ФЗ исчерпан. Он сделал много хорошего (установил единые правила размещения заказов, требование публичности для заказчиков и т.д.), но его нужно было менять», — констатировала Ольга Анчишкина.

Чтобы не переносить из старого закона в новый основные ошибки предшественника, документ решили полностью переписать, взяв за идею Федеральную контрактную систему, и попытавшись избавить ее от недочетов прародителя. Например, дав больше прав и обязанностей заказчикам и подрядчикам, более-менее уравняв их в правах при работе над госзаказом. Избавился проект нового закона и от крайней зарегламентированности 94-ФЗ, став более гибким.

Однако часть положений была перенесена в новый законопроект практически под копирку из старого. «В законопроекте о ФКС не преодолен существенный недостаток 94-ФЗ – обоснование цены. Например, если при проектировании цена строительства увеличилась, так как вскрылись новые обстоятельства. Проект закона не регламентирует, как поступать в такой ситуации. Нет также упоминания про контракты длительного цикла. ФКС не позволяет заключать контракты сразу на проектирование, строительство и эксплуатацию», — отметила старший юрист «Лигал студио» Анастасия Русинова.

Еще одна проблема, пока не преодоленная в законопроекте о ФКС, – демпинг. «Сейчас главный критерий на конкурсе — цена. И многие компании выигрывают контракты со скидкой 50%, берут аванс и исчезают. А если не исчезают, то строят так, что через 1-2 года все это рушится. Такая практика бьет по профессиональным строительным компаниям. Они держат штат высококвалифицированных специалистов, приобретают качественные материалы, в результате, у них себестоимость выше. И они не могут себе позволить «опускаться» на 30-50% от цены контракта, поэтому остаются без заказов», — пояснил Илья Константинов.

Эксперт считает, что ограничение по демпингу должно быть заложено в проект закона и не превышать планку в 25% от цены контракта. «Если строительная компания хочет снизить цену более, чем на 25%, она должна представить заказчику экспертное заключение СРО. Саморегулируемая организация должна подтвердить, что снижение цены обосновано новыми технологиями и возможно без ухудшения качества», — сообщил Илья Константинов.

На новой площадке

Отсюда логично вытекает вторая проблема 94-ФЗ: отсутствие у заказчика возможности подтвердить качество поставки.

«Сейчас заказчик связан по рукам и ногам. Он никак не может убедиться, что качество товара будет соответствовать заявленному. У нас нет никакой экспертной среды. При работе над ФКС мы стараемся эти сервисы создать», — отметила Ольга Анчишкина.

У строителей есть альтернативное предложение – создать специализированную электронную торговую площадку для размещения заказов в сфере строительства, проектирования и изысканий. «На сегодняшний день около 40% всех заказов в системе государственных закупок связаны со строительством. Это колоссальный объем. Строительная отрасль является второй по значимости для нашей страны после нефте-газовой. И поэтому строителям необходима своя специализированная, профессиональная торговая площадка», — считает Илья Константинов.

По мнению эксперта, существующие пять федеральных электронных торговых площадок являются всеядными и не учитывают специфику распределения госзаказа в строительной отрасли.

«Заказчик не может там получить информацию, действителен ли допуск у подрядчиков, подавших заявки к нему на конкурс, насколько качественно они работали раньше. Подрядчику также сложно сориентироваться на рынке, на какой площадке его услуги больше пригодятся. Поэтому назрела необходимость в специализированной торговой площадке, на которой работали бы только специалисты в области строительства, а заказчик всегда мог бы получить квалифицированную поддержку и помощь. Также нужно предоставить СРО возможность отсекать от торгов на такой площадке недобросовестных участников рынка. В результате, строительная отрасль России станет чище и прозрачнее», — уверен представитель «Сферы-А».

С ним согласен генеральный директор компании «Первое строительное Объединение» Николай Сорокин. «Когда мы создавали саморегулирование, идея была – создать пулы, которые могли бы стать кластерами развития строительной отрасли в стране. Они должны предоставлять своим членам работу, давать подряды. Но сейчас на конкурсах побеждают только крупные объединения, аффилированные с банками и госструктурами. Вся система выстроена в интересах крупного бизнеса. Поэтому идея специализированной торговой площадки – прорывная и очень своевременная», — считает эксперт.

К слову, подобная площадка в России уже появилась. О начале работы Единой строительной тендерной площадки (ЕСТП СРО) было официально объявлено 5 марта.

По всем фронтам

Однако в том, что закупки по новому закону о ФКС станут значительно прозрачнее на какой бы то ни было площадке, а сам документ окажется панацеей от всех проблем системы распределения госзаказа, не уверены даже законодатели. «Переход от 94-ФЗ к ФКС не сможет избавить систему от ее пороков, — считает Александр Ольховский. – Для этого надо вписывать законопроект в более широкую систему координат, учитывать изменения в гражданском, уголовном законодательстве. Однако в том, что законопроект о ФКС будет принят, у меня сомнений нет. Весь вопрос – в каком виде».

По итогам обсуждения эксперты пришли к выводу, что пока в России не будет осуществляться массовая борьба с незаконными доходами в государственном секторе, с отмыванием денег и коррупцией, успехов в развитии системы государственного заказа достичь не удастся.

Темы: , ,


Обсудить на форуме