Союз инженеров-сметчиков одобрил решение Минстроя о переносе полноценного запуска ФГИС ЦС до 2019 года. Неподготовленную реформу лучше отложить, чем запускать недоработанную информационную систему, считает президент Союза и директор Департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел Горячкин.
«В настоящее время нет никакой необходимости, грубо говоря, гнать лошадей, — пояснил он порталу ЕРЗ. — Строительный комплекс работает, система нормативов имеется, индексы есть, сметные цены на ресурсы во всех крупных регионах России выпускаются. То есть ситуация вовсе не такая, что все сидят и не могут работать, дожидаясь полноценного запуска ФГИС ЦС».
По мнению Павла Горячкина, система к работе подготовлена лишь технически. Но с классификатором строительных ресурсов работать невозможно. Что касается показателей заработной платы, то соответствующая методика еще только обсуждается: что взять за основу, какие отчисления, тарифы, гарантии, социальные выплаты, условия производства работ учитывать. Такая же картина — по эксплуатации машин, по материальным ресурсам и др. То есть налицо масса нерешенных вопросов, прежде всего методических, имеющих принципиальный характер.
«Напомню, что инициаторы создания системы надеялись, что все данные в ней будут обрабатываться практически без участия человека. Их идея заключалась в том, что посредством электронного взаимодействия, через определенные формы предприятия станут давать информацию о ценах, которая будет обрабатываться автоматически. То есть система все начнет делать сама. Но так не получилось, да и не могло получиться. Без аналитики и контроля ничего не выйдет», — пояснил президент Союза сметчиков.
ФГИС ЦС не готова, но при этом со стороны Минстроя в адрес производителей и поставщиков стройматериалов и ресурсов раздаются угрозы, принимаются разные санкционные меры, утверждается система штрафов за непредоставление информации, готовятся законодательные инициативы по внесению соответствующих изменений в Градостроительный кодекс и в КоАП, отмечает Горячкин. При этом предлагается переложить ответственность за предоставление данных в систему на органы исполнительной власти субъектов РФ, а Минстрой наделить полномочиями наказывать региональных руководителей вплоть до снятия с занимаемых должностей.
«О чем все это говорит? Только об одном: инициаторы реформы думали, что все будет легко, но, увы, так не получилось. Поставщики стройматериалов и ресурсов по тем или иным причинам не проявляют активности на данном направлении. А поскольку убедить их делать это с помощью условного пряника не удалось, федеральные отраслевые структуры взялись за более привычный метод — кнута. Выглядит все это, откровенно говоря, некрасиво», — считает Горячкин.
По его мнению, все связанные со строительством государственные информационные системы работают «через пень колоду» или находятся в сыром состоянии, начиная от системы закупок и закачивая ЕИСЖС и ЕГРЗ. ФГИС ЦС в этом не исключение, так что никакой трагедии из-за её переноса не произойдёт. Но чтобы её успешно запустить в 2019 году, следует сначала переутвердить все методики, принятые за последние два года, а также те, которые принимались с конца 1990-х до середины 2000-х годов. Таких методик около десятка, и в настоящее время они проходят процедуру активного общественного обсуждения.
«По большому счету, ни о какой реформе в данной сфере речи уже не идет: само слово «реформа» применительно к ФГИС ЦС обесценилось всеми недоработками и переносами сроков ввода системы. Участники рынка давно это поняли, и как работали, так и продолжают работать, а интерес к этой теме у них пропал сам собой. Что будет дальше? Я считаю, что сама эта система обязательности цен погубит ее создателей. Впрочем, это мое личное мнение», — резюмировал эксперт.