Игорь Слюняев: У промышленности стройматериалов сегодня три главные проблемы | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 01/08/2013

Игорь Слюняев: У промышленности стройматериалов сегодня три главные проблемы

Выступление Министра регионального развития РФ Игоря Слюняева на заседании президиума Коллегии Минрегиона России 26 июля 2013 года.

Рад приветствовать членов Коллегии и гостей в Санкт-Петербурге на заседании президиума Коллегии Минрегиона России. Хотел бы поблагодарить всех, кто откликнулся на наше приглашение. Особая благодарность Георгию Сергеевичу Полтавченко за помощь в организации этого мероприятия.

По традиции у нас сегодня насыщенная повестка.

Одна из главных тем для обсуждения – развитие промышленности строительных материалов.
От эффективности этой отрасли экономики во многом зависит выполнение стратегических задач государства по социально-экономическому развитию. Отрасль формирует инфраструктуру, помогает в реализации капиталоемких инвестиционных проектов. От промышленности строительных материалов зависит промышленное, транспортное, дорожное, жилищное строительство. Качество и стоимость каждого объекта также напрямую зависят от степени развития промышленности строительных материалов.
Какие проблемы в указанной отрасли характерны для сегодняшнего дня?
Во-первых, это дефицит современных производственных мощностей, а также недостаточные объемы производства.
Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет в нашей стране, при сравнении показателей 2008 и 2012 годов по производству большинства строительных материалов наблюдается существенное снижение объемов производства. В частности по нерудным материалам за пять лет такое снижение превысило 4%, по стеновым материалам – 15%, по сборному железобетону – на 16% мы сократили объемы производства, по кровельным материалам – 31%. Рост отмечается только в производстве архитектурного стекла (+11,9%) и цемента (+14,9%).
Наш расчет на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажут значимое влияние на развитие индустрии строительных материалов, к сожалению, не оправдался.
Нам не удалось развить индустрию строительных материалов. Вместо новых производств возникли локальные монополии, которые незамедлительно отреагировали на повышенный спрос ростом цены на строительные материалы и работы. И модернизация существующих производств идет не очень активно. При подготовке к такому форуму, как АТЭС, строительные материалы, в частности отделочные, бетон, в основном закупались в Китае, от Китайской Народной Республики мы отстаем по производству цемента уже в 30 раз!
Справочно: В 2010 г. объем мирового производства цемента составил 3,3 млрд. тонн, из них 1.7 млрд. тонн приходится на Китайскую Народную Республику. В России по итогам 2012 года производство цемента составило 61,5 млн. тонн.
Вторая проблема – это низкое качество продукции, использование устаревших технологий. И часто такие технологии не только устаревшие, но еще и неэффективные.
80% цемента по-прежнему выпускается мокрым способом, что влечет за собой не только низкое качество продукции, но и высокую себестоимость, большую нагрузку на энергетическую инфраструктуру.
Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет всего лишь 8%. Для сравнения: в других обрабатывающих производствах этот показатель превышает показатель строительной отрасли более чем в 2 раза Мы серьезно отстаем от зарубежных достижений в области химических добавок и модификаторов для бетонов, битумов, в области строительных пластмасс, красок, пенообразователей, защитных покрытий, деревообработки и керамики.
Применяемые технологии не всегда эффективны. 80% зданий и сооружений в стране производятся с использованием монолитного бетона. Хорошая, быстрая технология, но она не обеспечивает круглогодичную цикличность производства работ. При этом традиционный материал – древесина и ее производные – по-прежнему остаются «уделом» частников.
Третья проблема – это нерациональное территориальное размещение производственных мощностей и как следствие – высокие транспортные издержки, которые ложатся на себестоимость и строительных материалов, и строительных работ. И в итоге негативно влияют на стоимость объектов.
Основные предприятия строительной индустрии сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, в Поволжье и западных районах Урала.
Производства зачастую создаются хаотически, усиливается межрегиональная конкуренция, хотя более логично было бы развивать межрегиональную производственную кооперацию в области промышленности строительных материалов.
В некоторых районах Сибири и Дальнего Востока предприятия стройкомплекса отсутствуют в радиусе тысячи километров.
На Дальнем Востоке сегодня 5 заводов по производству цемента. Стекло и кровельные материалы почти в полном объеме завозятся или из-за рубежа или из других регионов России. Как результат, транспортные расходы в себестоимости строительства составляют очень значительную величину — порядка 18%. А в отдельных регионах они сопоставимы со стоимостью самих строительных материалов.
В числе других проблем строительного комплекса – отсутствие длинных денег на перевооружение, дефицит новых машин, механизмов, оборудования, несовершенство системы государственного заказа, что зачастую делает более выгодным производство дешевых, но не всегда качественных материалов, а еще более выгодной – покупку таких материалов за пределами Российской Федерации.
Комплексным планом по модернизации строительной индустрии до 2020 года должна была стать Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, которую мы утвердили в 2011 году, а также региональные программы развития стройиндустрии. Однако, довольно точно определив состояние отрасли, Стратегия не способствовала выработке механизмов практического стимулирования стройиндустрии и не стала генеральных планом развития отрасли.
Большинство региональных программ также не принесли ожидаемого результата. Многие из них не содержат ни анализа ресурсной базы территорий, ни понимания перспектив потребностей стройматериалов, нет понимания по сбыту продукции за пределами региона Мною было принято решение об актуализации Стратегии, и в Минрегионе сегодня существует специальная Рабочая группа во главе с заместителем Министра регионального развития Сергеем Алексеевичем Вахруковым.
Новая редакция документа должна учитывать Схему расселения и стать составной частью Схемы размещения производительных сил. Этот документ будет основан на исследовании рынка сбыта и надлежащих расчетах, обеспечит взаимосвязь природно-ресурсных потенциалов, программ развития отраслей и территорий с национальными интересами Российской Федерации.
При определении основных направлений развития стройиндустрии мы должны учитывать не только задачи в области жилищного строительства, но и проекты в сфере промышленного, гражданского строительства, планы по созданию и реконструкции дорог, аэропортов, морских портов, спортивных и культурных объектов; инфраструктурные мегапроекты в перспективных точках экономического роста – в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, Калининградской области, на Северном Кавказе; а также региональные инвестиционные программы, каждая из которых напрямую связана со строительством.
Для реализации этих задач необходимы и новые подходы к технологиям строительства. Технологии и материалы должны быть качественными, экономичными и энергоэффективными.
Одно из перспективных направлений — это строительство промышленных и гражданских объектов, автомобильных и железнодорожных дорог из сборных железобетонных конструкций заводского изготовления. Этот опыт широко применяется в мире и позволяет работать круглый год и в к короткие сроки реализовывать крупномасштабные капиталоемкие проекты.
В современной России насчитывается более 200 домостроительных комбинатов и предприятий по выпуску железобетонных изделий. Лишь в некоторых из них налажено современное производство, а загрузка часто не превышает 30%. При условии быстрой модернизации и наличии государственного заказа, эти предприятия способны кратно увеличить объёмы промышленного производства.
Такие государственные заказы на модернизацию существующих и создание новых производств сборного железобетона можно сформировать уже в ближайшее время. Например, при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань; мостового перехода через Лену в Якутии; туннеля или путепровода, соединяющего остров Сахалин с материком; при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги; при модернизации Трассиба; в рамках подготовки объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Задачу по реализации этих проектов поставили президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Использование сборных железобетонных конструкций позволяет построить дорогу Москва-Казань всего за 2 года с момента окончания проектирования этого объекта и обеспечить удешевление самого объекта на 25-30 процентов, по сравнению с технологиями, традиционными для сегодняшнего дня.
Реализация проекта будет способствовать созданию тысяч рабочих мест и станет действенным стимулом к развитию промышленности строительных материалов. Еще одна возможность – это комплексное развитие или комплексная реализация капиталоемких проектов. Например, при строительстве железной дороги, как правило, строится временная технологическая автомобильная дорога. Заложив в проектное решение повышенную несущую способность, современные осевые нагрузки, можно получить одновременно практически за те же самые деньги не один, а два объекта – железную и автомобильную дороги. А координация с программами естественных монополий позволит в режиме существенной экономии создать или модернизировать линейные объекты: от линии электропередач и трубопроводного транспорта для газовиков, нефтяников, до создания оптико-волоконных линий.
На основе актуализированной Стратегии промышленности строительных материалов необходимо предложить действенный набор мер, стимулирующих развитие и перевооружение всего строительного комплекса. Инструментом реализации Стратегии может стать федеральная целевая программа развития промышленности строительных материалов.
В рамках ФЦП необходимо применять различные модели привлечения инвестиций в стройкомплекс:
- механизмы ГЧП;
- субсидирование процентных ставок;
- налоговое стимулирование;
- предоставление земельных участков;
- новая амортизационная политика;
-привлечение средств через долгосрочные инфраструктурные облигации.
В целях тиражирования проектов повторного применения, координации действий органов власти и содействия регионам в получении господдержки считаю также необходимым создание при Минрегионе России Центра промышленного домостроения.
Эффективное развитие современного строительного комплекса невозможно без подготовки профессиональных кадров и достижений отраслевой науки. Этой теме посвящен второй вопрос повестки заседания Президиума Коллегии.
В строительной отрасли работает порядка 5,3 миллиона человек, или более 7% экономически активного населения страны.
Если система высшего образования еще худо-бедно справляется с подготовкой инженеров, проектировщиков, изыскателей, то уровень среднего профессионального образования свои функции практически не выполняет. Практики хорошо знают, что подготовка главного архитектора проекта, главного инженера проекта начинается задолго до практической работы на объекте. Пять лет после окончания ВУЗа необходимо для того, чтобы подготовить полноценного специалиста — главного архитектора или главного инженера проекта.
Все это объясняется и низким престижем рабочих профессий, и устаревшей системой профессиональной подготовки, низкими зарплатами педагогических работников.
Считаю, что для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в отрасли необходимо, прежде всего, разработать и утвердить профессиональные стандарты, образовательные стандарты строительных специальностей, сформировать систему государственного заказа на подготовку кадров и создать условия для привлечения инвестиций в эту систему, наладить системную работу с молодежью, обеспечить совместно с субъектами Федерации разработку специальных учебных программ в высших и средних учебных заведениях, связанных с развитием современных технологий и материалов на территории каждого субъекта Федерации.
Возможно, следует подумать об использовании так называемых «связанных контрактов», когда вместе с новой технологией разрабатываются требования к подготовке персонала по безопасной и эффективной эксплуатации машин, механизмов и оборудования.
Аналогичные задачи стоят перед нами и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Только в отличие от строительного комплекса мы не можем четко сказать, сколько сегодня составляет численность работников сферы ЖКХ. По одним данным, это 2 миллиона человек, по другим — 5 миллионов человек. Но самое печальное, что в перечне специальностей такой специальности как специалист ЖКХ не существует вообще.
Дефицит профессионально подготовленных кадров нами оценивается в 60% и ощущается не только среди работников коммунального комплекса, но и среди управляющих компаний: специалистов, менеджеров по планированию, привлечению инвестиций, управлению качеством.
В отрасли ЖКХ также необходимо разработать профессиональные образовательные стандарты внедрять современные и комплексные образовательные программы. Мы начали эту работу.
Третий вопрос Коллегии – реализация в субъектах Северо-Западного федерального округа Указа Президента Российской Федерации от 7 мая № 600 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.
Подведение итогов работы на Коллегии Минрегиона по этим ключевым, стратегическим для нас документам вошло для нас в постоянную практику. Мы уже рассмотрели выполнение Указа и Послания в Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке. Сегодня на повестке дня Северо-Западный федеральный округ.
К сожалению, это один из немногих федеральных округов, который по итогам 2012 года продемонстрировал отрицательную динамику в жилищном строительстве (99,4% от уровня 2011 года).
Целевые ориентиры по вводу жилья, утвержденные Минрегионом России достигнуты только в 3-х из 11-ти субъектов округа. План выполнен в Республике Карелия (102,2%), в Санкт-Петербурге (109,6%) и Ленинградской области (100,33%).
У большинства других субъектов Федерации – значительные отставания.
Справедливости ради, правда, надо отметить, что в этом году ситуация выправляется. По итогам января-мая 2013 года объемы жилищного строительства в Северо-Западном округе выросли в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (146,6% по сравнению с январем-маем 2012 года).
Один из наиболее информативных показателей – годовой ввод жилья на душу населения. Здесь значительная дифференциация по субъектам Федерации, входящим в состав Северо-Западного федерального округа.
По поручению Президента мы должны выйти на показатель строительства: 1 кв. м. в расчете на одного жителя Российской Федерации.
Хорошие показатели по этому индикатору у Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого автономного округа. В 2012 году эти субъекты Федерации ввели в эксплуатацию более 0,6 квадратных метров жилья на человека. Выше среднероссийских значений показатели в городе Санкт-Петербурге и Новгородской области: 0,51 и 0,48 квадратных метров на человека соответственно. По остальным субъектам Северо-Западного федерального округа отмечаются крайне неудовлетворительные значения.
Кроме того, в Северо-Западном округе, наряду с Дальневосточным, самые высокие цены в Российской Федерации на рынке жилья. По состоянию на 1 июня 2013 года средняя цена квадратного метра жилья на первичном рынке в субъектах Северо-Западного округа составила 53 тысячи рублей. Это примерно на 20% выше, чем в среднем по России.
Справочно: средняя цена 1 кв. м на первичном рынке в РФ – 44,1 тыс. рублей, в ЦФО – 48,8 тыс. руб., в ДФО – 54,1 тыс. рублей.
Одна из ключевых задач, поставленных перед нами в рамках 600-го Указа Президента РФ – расселение аварийного жилья.
Буквально на днях (23 июля) Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон, который направлен на пролонгацию деятельности Фонда, на совершенствование механизмов переселения граждан из аварийного жилого фонда. До 1 сентября 2017 года мы должны ликвидировать весь аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года.
В Северо-Западном федеральном округе площадь аварийного жилья составляет 2,3 миллиона квадратных метров.
Другие приоритетные задачи, поставленные перед нами 600-м Указом и Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, вам хорошо известны.  Это:
- развитие ипотеки и создание специальных ипотечных условий для отдельных категорий граждан;
- формирование рынка арендного жилья;
- улучшение жилищных условий многодетных семей;
- либерализация рынка земли для комплексного освоения;
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.
Рассчитываю что в докладах коллег все эти вопросы найдут соответствующее отражение. Нам доложат о том, как идет эта работа в субъектах Северо-Западного федерального округа.

Источник: Министерство регионального развития России.

Темы: , ,


Обсудить на форуме